11.04.2006  Инвестиции в РФ сдерживают коррупция и нечеткое налоговое регулирование

   
   Для развития своей инвестиционной привлекательности Россия должна преодолеть коррупцию и обеспечить защиту частной собственности, а также сделать более четкой и понятной систему налогового регулирования и реформировать антимонопольное законодательство. Об этом шла речь в ходе 2-ой Международной конференции «Безопасность бизнеса» в рамках сессии «Диалог бизнеса и власти в обеспечении инвестиционной привлекательности страны и регионов».
   Референт Экспертного управления Президента РФ Станислав Воскресенский уверен, что проблемы, возникающие при взаимодействии бизнеса и власти в России, только поправками в Налоговый кодекс не решить. С целью выяснить причину этих проблем он проанализировал их истоки. По его словам, в 1991 году распался СССР, страна, где не было налогов в их современном понимании, не было налогового планирования и минимизации налогов. В эту систему в 1992 году была искусственно имплантирована налоговая система развитых стран, которая в начале 90-х гг. включала в себя следующий ряд налогов: НДС - 20%, налог на прибыль - 35%, оборотные налоги - 4%, налоги с заработной платы - 43%, подоходный налог - 35%.
   В 1999 году была предложена новая система, которая разделила бизнес на две категории: крупные предприятия и все остальные. Для крупного бизнеса была создана особая система налогообложения, которая исключала инвестиционную льготу и предусматривала налог на прибыль в размере 24%, повышение ЕСН, снижение подоходного налога и отмену оборотных налогов. «В итоге крупный бизнес отказался от наиболее одиозных схем налогового планирования, перейдя к более цивилизованным трансфертным ценам и структурам с использованием зон с пониженным налогообложением», - пояснил С.Воскресенский, добавив, что для малого и среднего бизнеса налоговые затраты на зарплату остались по-прежнему достаточно высокими.
   Новым решением государства, по его словам, стал запрет на трансфертные цены и внутренние офшоры, в связи с чем в отношениях налоговых органов и налогоплательщиков воцарился хаос и закончился период «налогового романтизма». Все это привело к тому, что под налоговый контроль попали те, кто честно уплачивал налоги.
   Впоследствии для снятия проблем налогообложения правительство приняло решение наладить диалог с бизнес-сообществом. Ход переговоров относительно поправок в НК, сообщил С.Воскресенский, был следующим: сначала в их ходе звучали только взаимные обвинения, однако затем стороны стали приходить к компромиссу - «налоговая служба и предприниматели стали слышать друг друга». В итоге был создан законопроект относительно поправок в НК, четко регламентирующий взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, и он, считает С.Воскресенский, вполне может быть принят в весеннюю сессию Госдумы.
   Однако, уверен он, главное – не принятие закона, а его последующее исполнение. В связи с чем целесообразно проведение реформы самой налоговой службы РФ с изменением основной задачи ее деятельности, которой должна стать проверка правильности уплаты налогов. "Нужно менять систему оценки эффективности деятельности налоговых инспекторов", - заявил С.Воскресенский.
   Президент Фонда «Политика» Вячеслав Никонов в своем выступлении перечислил основные проблемы сегодняшних взаимоотношений между бизнесом и властью в России. К ним он отнес: слабость государства «в способности продвигать позитивные идеи»; силу бюрократии; слабую законодательную базу регулирования экономического развития и функционирования государства; изначально высокий уровень экономической свободы, воспринятой как вседозволенность, что привело к развитию «теневой» экономики и крайне низкому уровню собираемости налогов; высокий уровень коррупции и организованной преступности; концентрацию в руках немногих наиболее значимых объектов государственной собственности.
   По словам В.Никонова, два основных препятствия для инвестиций в Россию - это коррупция, сопровождаемая рэкетом, и незащищенность собственности и жизни в стране. В связи с этим необходимо уничтожать условия, порождающие коррупцию, уверен он. Кроме того, крупнейшим стратегическим инвестором должно стать государство.
   Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Цыганов коснулся проблем реформирования российского антимонопольного законодательства. По его словам, бизнес по природе своей стремится к монополии, хочет расширить свое присутствие на рынке, тогда как обществу это невыгодно, так как оно нуждается в разнообразии товаров и услуг. С этим связана государственная политика, пресекающая подобную деятельность крупных компаний. Одновременно эффективная конкурентная политика способствует развитию экономики, росту конкурентоспособности отдельных предприятий, созданию более благоприятных условий для бизнеса.
   По словам А.Цыганова, так как условия развития экономики постоянно изменяются, конкурентная политика также постоянно нуждается в совершенствовании. Российскому антимонопольному законодательству уже 15 лет, и сейчас оно подвергается значительному реформированию, прежде всего, это связано с принятием в первом чтении закона о защите конкуренции. Как пояснил зам. руководителя ФАС, документ вызвал неоднозначную реакцию среди предпринимательских кругов и почти полное отторжение со стороны крупного бизнеса. В процессе его подготовки ко второму чтению при тесном взаимодействии с бизнесом, в частности, с РСПП, удалось, не утратив ничего из планируемых законодательных изменений, создать закон, который стал гораздо более приемлемым и понятным для предпринимателей.
   Также, сообщил А.Цыганов, в настоящее время готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, связанные прежде всего с приведением в соответствие штрафов за правонарушения с реальным причиняемым компаниями вредом. Основная новация состоит в предполагаемом переходе к системе оборотных штрафов: их сумма будет изменяться в зависимости от оборота компании и станет сопоставимой с незаконно полученной выгодой от злоупотребления монопольным положением. Одновременно уточняются нормы Уголовного кодекса, которые предполагают уголовную ответственность за монопольную деятельность.
   Говоря о проблеме недружественных поглощений, А.Цыганов подчеркнул, что нельзя считать любое поглощение или слияние вредным для экономики. Вести борьбу, по его мнению, следует с теми поглощениями, при которых используются пробелы законодательства. Он сообщил, что ФАС ежегодно рассматривает около 20 тыс. ходатайств в данной сфере, и цель этой работы – недопущение возникновения или усиления доминирующего положения компаний на товарных или финансовых рынках.
   Член экспертно-правового совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО Цисана Шамликашвили отметила, что безопасность бизнеса – тема актуальная не только для делового сообщества, но и для всего российского общества. В последние годы в предпринимательство вовлекается все большее число людей, оно способствует решению социально-экономических проблем страны. Развитие предпринимательства – условие формирования гражданского общества, подчеркнула она.
   По ее словам, сегодня для снятия многих конфликтов в сфере предпринимательства необходимы альтернативные, внесудебные методы разрешения споров. С этой целью развивается институт медиации, посредничества. Основные его принципы – добрая воля и взаимное уважение сторон. При этом, что важно, посредник не выносит решений, а помогает выработать позицию, устраивающую обе стороны. Это предполагает высокий уровень предпринимательской этики. Для обеспечения безопасности бизнеса важно совершенствование деловой этики, уверена Ц.Шамликашвили.
   О развитии в России института саморегулирования рассказала президент Межрегиональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих Наталья Коцюба. По ее словам, в целом институт саморегулирвоания в РФ зарекомендовал себя неплохо, не вызывает отторжения ни у бизнеса, ни у власти. В законодательство все шире внедряется принципы саморегулирования во всех отраслях предпринимательства. Государство стало больше доверять саморегулируемым организациям. Однако и сегодня вмешательство государства в деятельность саморегулируемых организаций достаточно велико, отметила она.
   В целом участники заседания были едины в том, что для развития инвестиционной привлекательности России необходимо решение проблем коррупции, обеспечение защиты частной собственности, внедрение четкой и понятной системы налогового регулирования, что в итоге будет способствовать созданию в стране благоприятного делового климата.