19.02.2002 Не все инвестиции хороши Россия отказывается от безоглядного принятия иностранных капвложений. Стремясь обезопасить отдельные сектора национальной экономики от притока зарубежных инвестиций, правительство утвердило в середине прошлого года типовое соглашение, позволяющее ему регулировать иностранные капвложения. На сегодняшнем заседании правительство рассмотрит предложение Минэкономразвития о дополнении этого соглашения еще одной статьей, которая позволит российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО лучше отстаивать интересы отечественной экономики. Сейчас у России 36 двусторонних соглашений. И, как поясняет правительственный чиновник, анализ показал их несоответствие другим международным соглашениям, участником которых является или намеревается стать Россия. Многие из действующих соглашений не выполняются, поскольку в случае реализации своих обязательств по ним Россия была бы вынуждена полностью открыть свой рынок для иностранных инвесторов. Двустороннее соглашение содержит два типа обязательств. Первое касается поощрения капвложений, т. е. доступа капвложений на рынок и деятельности на рынке (режим наибольшего благоприятствования с изъятиями, национальный режим). Второй касается защиты капвложений в случае экспроприации и национализации и доступа к разрешению споров. Одновременное существование двусторонних и многосторонних соглашений, к числу которых относятся Генеральное соглашение о торговле услугами, Договор к энергетической хартии и соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, приводит к серьезному правовому конфликту и потенциально лишает инвестора и принимающую инвестиции страну стабильных и прозрачных правовых ориентиров. Стремясь ликвидировать это противоречие, правительство утвердило 9 июня 2001 г. новое соглашение о поощрении и взаимной защите капвложений, не содержащее статей о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме. Это привело к острым противоречиям со многими странами. Во время визита Михаила Касьянова в июле прошлого года в Финляндию и в октябре - в Испанию чиновники из делегации премьера говорили, что эти страны настаивали на снятии ограничений на доступ своих инвестиций в российскую экономику, а также требовали включить в проекты соглашения статьи, содержащие положения о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме, без изъятий. Удовлетворив эти требования, Россия полностью открыла бы все сектора российской экономики для зарубежных инвесторов. А такого, утверждают чиновники, участвующие в переговорах о вступлении России в ВТО, не делала ни одна страна мира. Еще в декабре комитет по международным инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития согласился с тем, что одновременное действие двусторонних и многосторонних соглашений по тому же вопросу неуместно. И на сегодняшнем заседании Минэкономразвития обоснует, что необходимо продолжать переговоры по двусторонним соглашениям о защите и поощрении капвложений, соглашаясь на включение режимных вложений только в такой редакции, которая сохранила бы возможность применения мер регулирования в отношении иностранных капвложений и соответствовала бы переговорной позиции России в ВТО. К тому же, как замечает один из чиновников, готовивших сегодняшние вопросы на заседание, прямой связи между соглашением о защите и поощрении капвложений и динамикой инвестиций нет. |