14.05.2006  Нижегородская область: кредиты на вырост

   Малые предприниматели ежегодно генерируют спрос на микрокредиты, существенно превышающий предложение. Ниша специализированных банков, которые владеют кредитными технологиями и берут на себя повышенные риски в работе с этой целевой группой бизнеса, практически свободна. Насколько активно она начнет заполняться, во многом зависит от опыта первопроходцев.
   В апреле на нижегородский кредитный рынок вышли два новых банка, специализирующихся на финансовых программах для малого и среднего бизнеса, включая микрокредитование, — ФОРУС Банк и Национальный банк «Траст», сообщает журнал «Эксперт-Волга». Для региона, где до сих пор с небольшими предпринимателями системно работали лишь НБД-Банк и КМБ-Банк, это заметный рост. Тем не менее предложение микрозаймов все еще отстает от растущего спроса, региональные показатели в данном сегменте коррелируют с общероссийскими. По оценке Российского микрофинансового центра (РМЦ), кредитование микробизнеса остается неосвоенной нишей. В 2005 году спрос на микрофинансирование вырос на 500 млн долларов и составил восемь млрд долларов, при этом охват рынка всеми специализированными организациями и банками не превышает 15%.
   Первые в России микрокредиты были выданы в 1993 году в Нижегородской области, где получателями займов стали арзамасские предприниматели, торговавшие с лотков на местном вещевом рынке. Микрофинансовую программу учредила и адаптировала к потребностям российского рынка международная общественная организация Opportuniti International (OI). Эта программа выводила небанковский сектор в легальное кредитное поле, снижая его зависимость от ростовщичества.
   В 2000 году Opportuniti International передала всю работу по поддержке предпринимательства в России своему фонду ФОРА (Фонд Opportuniti Russia) с центральным офисом в Нижнем Новгороде. За пять лет он стал самой крупной небанковской микрофинансовой организацией с филиалами и отделениями в 26 регионах страны.
   «Количество наших активных клиентов увеличилось с тысячи до 18 тысяч, мы выдали более 130 тысяч займов на общую сумму свыше 1,5 миллиарда рублей. При этом просроченная задолженность не превышала одного процента», — оценивает прошедшую пятилетку Стейси Шрейдер, которая все эти годы была председателем правления фонда, а сейчас возглавляет совет директоров ФОРУС Банка. Ежегодно фонд ФОРА увеличивал кредитный портфель за счет собственной прибыли, а к 2005 году сформировал капитал в размере 11 млн долларов, который был использован для создания ФОРУС Банка, специализирующегося на развитии микрофинансовых программ.
   Переход к банковской системе микрокредитования г-жа Шрейдер связывает с изменениями на рынке малого предпринимательства: «Прежде всего растут издержки бизнеса. За пять лет средняя сумма микрозайма увеличилась более чем вдвое — с 25 до 54 тысяч рублей. В крупных городах растет спрос на услуги лизинга; во всех регионах, где есть отделения фонда, велик интерес к займам на покупку недвижимости и к потребительскому кредитованию».
   Пионером микрокредитования в банковском секторе региона стал КМБ-Банк, который в 2000 году открыл в Нижнем Новгороде свой первый региональный филиал. Отношения со многими ныне преуспевающими клиентами начинались с небольших, порой даже 100−долларовых займов, в обеспечение которых банк мог принять бытовую технику, офисное оборудование, то есть те активы, которые обычные кредитные организации даже не рассматривали. Такая политика отвечала стратегии банка выстраивать долгосрочное партнерство, выращивая своего клиента «с низов». Она себя оправдала: сегодня около 60% ежемесячных выдач приходится на кредиты постоянным клиентам.
   Качественный рост и изменение спроса микропредпринимательского сектора в последние годы отмечает и заместитель управляющего КБМ-Банка Юлия Бунтова. Средний размер займа за последние годы увеличился с 50 до 150 тысяч рублей. Сегодня в банке практикуются два вида микрозаймов для разного уровня предпринимателей: «Бизнес-рост» (до 300 тысяч рублей) — для начинающих свое дело и микрокредит (до 900 тысяч рублей) — для более развитого бизнеса. Сохраняя нишевую специализацию — кредитование малых и средних предприятий, — банк предлагает сегодня таким клиентам пакет услуг, включающий все виды кредитов для бизнеса и частных лиц.
   Микрозаймы от 10 тыс. до 550 тыс. рублей (или до 20 тыс. долларов) заняли существенное место в продуктовой линейке НБД-Банка, целевой группой которого являются тоже предприниматели и предприятия малого и среднего бизнеса. Составляя по сумме 20% общего кредитного портфеля банка, количество мелких займов доходит до 80% от выданных кредитов. Еще один новый специализированный банк — «Траст» — также готов кредитовать микрозаемщиков.
   Общая тенденция в этом сегменте состоит в том, чтобы увеличивать сумму кредита, одновременно все более упрощая процедуру выдачи. Для получения микрозайма банки требуют минимальное количество документов. Чаще всего достаточно паспорта, свидетельства о регистрации и ИНН. Иногда к этому перечню требуется добавить договор аренды и имеющиеся лицензии. Возведение такого подхода в принцип в значительной степени объясняется тем, что малые предприниматели не пишут бизнес-планы, не ведут сложной отчетности и весьма часто занижают свои прибыли. «Документы не дают представления об уровне ведения дел, — отмечает руководитель кредитного управления банка Траст Наталья Рулева. — Бизнесы, формально похожие по бухгалтерской отчетности, могут оказаться совершенно разными. В такой ситуации более эффективны другие методы анализа надежности заемщика».
   Стремительно сокращаются и сроки рассмотрения заявки. Оформление микрокредита за один день становится нормой. В КМБ-Банке решение о выдаче кредита «Бизнес-рост» постоянным клиентам принимается за час. Весьма либерально подходят кредитные организации и к обеспечению займов. Экспресс-кредит в НБД-Банке до 300 тыс. рублей, кредит до 300 тыс. рублей в КМБ-Банке и займы до 50 тыс. рублей в ФОРУС Банке выдаются без залога. Частично беззалоговыми (на определенную сумму) могут быть микрозаймы банка «Траст». КМБ-Банк начал практиковать кредиты до 900 тыс. рублей, обеспеченные на половину суммы.
   Такие условия облегчают мелким заемщикам доступ к ресурсам, но, с другой стороны, увеличивают риски невозврата микрозаймов, которые и без того ЦБ относит к категории наиболее рискованных вложений: согласно инструкции 254−П, банки обязаны формировать по этим займам 100−процентный резерв на возможные потери.
   Повышенные риски по программам микрозаймов и их более высокая себестоимость закладываются в цену кредита. Дополнительная маржа в несколько процентных пунктов превышает ставку по малым и средним кредитам. Так, в НБД-Банке рублевые кредиты для малого бизнеса стоят от 18% годовых, а микрозаймы — от 24% годовых. В КМБ-Банке стоимость ресурсов в категории «микрокредиты» (до 900 тыс. рублей) составляет от 18% годовых, а ставка по займам «Бизнес-рост» до 300 тыс. рублей начинается от 21% годовых.
   Но главная особенность технологии микрокредитования состоит в методике оценки заемщика, когда акцент делается не на соблюдении формальных условий и залоговом обеспечении кредита, а на анализе бизнеса и личности клиента.
   Клиентам, которые обращаются в банк впервые, кредиторы чаще всего предлагают взять небольшую сумму. «Проверочные» кредиты снижают риски финансового института на начальном этапе, по мере развития кредитной истории заемщика суммы займов увеличиваются.
   Окончательное решение о предоставлении денег в долг принимается после знакомства с бизнесом заемщика. На этом этапе специалист учитывает все аспекты, которые могут сказать о жизнеспособности бизнеса: пропускную способность магазина (если это торговля), затраты на закупку товара, обороты, прибыль, расходы на семейное потребление. Большое значение имеют личные качества предпринимателя, в частности выполнение обязательств по отношению к другим людям, в первую очередь к партнерам по бизнесу. Затем составляется аналитический баланс, на основе которого принимается решение о выдаче кредита.
   «Качественный анализ бизнеса заемщика — это основная гарантия возврата кредита, — подтверждает начальник кредитного управления НБД-Банка Дмитрий Федюнин. — Если бизнес клиента неэффективен, нет смысла его кредитовать».
   Рассуждая о риск-менеджменте, банкиры в один ряд с кредитными технологиями ставят репутационную составляющую. «Для наших клиентов важно заработать хорошую кредитную историю, чтобы пользоваться займами постоянно и на льготных условиях, — подчеркивает Стейси Шрейдер. — Они прекрасно понимают, что если хотя бы раз без уважительных причин не вернут деньги, им нигде больше не дадут в долг. Откажут не только в других банках, но и в предпринимательском сообществе».
   Г-жа Шрейдер имеет в виду солидарную ответственность по займам, которая оправдала себя в программах фонда ФОРА и практикуется теперь ФОРУС Банком. В этом случае поручителями выступает группа из пяти-шести предпринимателей, объединенных по принципу дружеских или партнерских отношений. Погашение кредитов каждым членом группы служит условием кредитования остальных. «Пряником» для постоянных клиентов стали дисконтные карты заемщика: при пользовании кредитами более двух лет ставка по микрозайму снижается на два процентных пункта, при трехлетней кредитной истории, соответственно, на три пункта.
   Стейси Шрейдер, которая уже 13 лет занимается продвижением на российском рынке программ микрофинансирования, с оптимизмом оценивает перспективы роста этого сегмента. До конца 2006 года ФОРУС Банк планирует открыть на базе филиалов и отделений фонда ФОРА 39 кредитно-кассовых офисов, продвигаясь от областных центров в сельские районы, и увеличить количество клиентов с 18 до 22 тыс. По оценке г-жи Шрейдер, появление таких заменителей бизнес-продуктов, как кредитные карты и потребительское кредитование, не сможет снизить конкурентоспособность специальных программ: «Во-первых, эффективная ставка потребительских кредитов существенно выше декларируемой и доходит до 60 процентов годовых и более, что вдвое превышает эффективную ставку по микрозаймам. Во-вторых, бизнес-кредитование по определению связано с консультациями со стороны банка, а для наших клиентов это обстоятельство играет важную роль».
   Несмотря на то, что число банков, предоставляющих кредиты для малого бизнеса, растет с каждым годом, специализированные микрокредитные программы в банковском секторе можно сосчитать по пальцам. Развитие в этом направлении сдерживается экономическими причинами, прежде всего повышенными рисками и издержками на обслуживание микрозаймов.
   Важным стимулом для развития рынка сами участники считают изменение банковского менталитета. «За крупных клиентов идет сверхконкурентная борьба, — говорит Дмитрий Федюнин. — Малый бизнес становится для многих региональных банков едва ли не единственным ресурсом развития». «Большие банки пока еще не замечают малых предпринимателей, — признает начальник Главного управления ЦБ РФ по Нижегородской области Станислав Спицын».
   ИА "Альянс Медиа"