20.05.2006  Санкт-Петербург: франчайзинг двигает бренды в регионы

   Иностранные франчайзеры еще настороженно относятся к российскому рынку, а отечественные компании все чаще выбирают франчайзинговую схему для развития.
   Такой вывод сделали на собрании Санкт-петербургской предпринимательской группы в "Центре предпринимательства США-Россия".
   В России юридически нет понятия франчайзинга: согласно Гражданскому кодексу подобные отношения регламентируются договором коммерческой концессии, а на самом деле заменяются лицензионными договорами на использование торговой марки: он требует меньшей волокиты с оформлением, регистрацией и т.д.
   Артем Васютин, менеджер налогово-юридического департамента компании Deloitte, говорит: "Де-юре договоров коммерческой концессии чрезвычайно мало.
   Именно это и тормозит развитие франчайзинга. Иностранным компаниям нужно думать о правовой защите. Ведь кроме товарного знака, который защищается лицензионным договором, компания дает ноу-хау, технологию бизнеса".
   Проблемы возникают из-за того, что в России нет специального законодательства по франчайзингу, согласен Виктор Афонин, руководитель отдела бизнес-брокеров МГБ СПб "Магазина готового бизнеса СПб". Часть иностранных компаний из-за этого не могут продать франшизу и уходят с рынка.
   Из неудачных примеров франчайзинговых сделок можно назвать опыт Subway.
   Первый магазин по договору франчайзинга открылся на Невском пр. в 1994 г.
   Однако, не проработав и года, он закрылся из-за конфликта с российским партнером ЗАО "Минутка". Снова сеть пришла в Петербург только через 10 лет, опять прибегнув к франчайзинговой схеме. По словам Виктора Афонина, конфликты между иностранным франчайзером и российскими компаниями возникали у сети кафе "Баскин Роббинс", ресторанов быстрого обслуживания "ГрильМастер". А финская сеть ресторанов фаст-фуд "Кэролс", успешно развивающаяся на мировом рынке, открыв первый магазин в 1994 г., в 2000 свернула бизнес и вообще ушла из Петербурга.
   Некоторые иностранные бренды, такие как "Макдональдс", привили России собственную технологию бизнеса, которая успешно прижилась и опыт которой стали использовать российские предприниматели для развития собственных сетей, но с национальным колоритом (к примеру, "Блиндональдс"). Попытки российских франчайзеров выйти на европейский рынок пока единичны, к примеру, "Евразия Холдинг" продал франшизу партнеру в Лондоне.
   В современном виде франчайзинг существует с 50-60-х гг. XX века. Первая франшиза в России ("Баскин Роббинс" в Москве) была куплена в 1993 г. В 1997 появилась Российская ассоциация франчайзинга, с 2003 г. можно говорить о бурном развитии этой сферы.
   В России работают около 400 франчайзеров и 2,6 тыс. франчайзи. Во франчайзинг вовлечены около 80 сфер деятельности, в основном это розничная торговля (преимущественно не продуктовый ритейл), общепит, сфера услуг. Роялти (платежи за использование технологии бизнеса франчайзера), как правило, составляет 5-7% от объема продаж, у крупных ритейлеров может составлять менее 1%.
   "Наибольшим спросом пользуются франшизы стоимостью $15-35 тыс. Это небольшие магазины, кафе. Часто заведомо успешные бренды сильно завышают стоимость франшизы, заявляя суммы на уровне $100 тыс. и выше. Дорогие франшизы, как правило, у ресторанов - суммы сделок доходят до $1 млн", - говорит Виктор Афонин.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловой Петербург"