05.07.2006  Процедура предоставления кредитов малому бизнесу упростилась

   О ситуации на рынке кредитования малого бизнеса в интервью журналу «Профиль» рассказал начальник управления развития бизнеса департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-Банка Михаил Шаповалов.
   В.: Как Вы оцениваете состояние рынка кредитования малого и среднего бизнеса, а также перспективы его развития?
   
О.: Рынок имеет большой потенциал. Несмотря на выход на него ряда крупных банков, острой конкуренции в ближайшие два года на нем не предвидится. По нашим оценкам, к концу 2008 года емкость рынка составит более $50 млрд. Наиболее быстро будут расти, помимо чистого кредитования, такие инструменты, как лизинг и факторинг.
   В.: Считается, что сегодня спрос на кредиты для малых и средних предприятий удовлетворен всего на 20%. Каковы причины такого положения дел? И что, по Вашему мнению, надо сделать для решения проблемы?
   
О.: До недавнего времени рынок кредитования малого бизнеса был недооценен. В этом сегменте активно работали только единицы. По мере роста конкуренции в сегменте корпоративных клиентов и снижения маржи по продаваемым им банковским продуктам стал проявляться интерес к более доходному и перспективному рынку кредитования малого бизнеса как к наименее освоенному. Но просто желания кредитовать малый бизнес недостаточно. Необходимо набрать и обучить сотрудников, разработать продукты и не забыть об эффективности деятельности. Дополнительным сдерживающим фактором служит невысокая прозрачность ведения бизнеса, слабо поставленный управленческий учет.
   В.: Какие виды малого и среднего бизнеса более всего нуждаются в кредитах?
   
О.: Те, что работают в торговле и сфере услуг, производстве, строительстве. Такие предприятия берут кредиты на пополнение оборотных средств. По мере становления и развития бизнеса появляется потребность в инвестиционных кредитах на приобретение оборудования, недвижимости. Ситуация в регионах показывает, что спрос есть, и достаточно высокий.
   В.: Упростилась ли процедура выдачи кредитов за последние годы?
   
О.: По мере развития конкуренции и наработки опыта процедура предоставления кредитов действительно упростилась. Банки стали благосклоннее смотреть на предприятия малого бизнеса как на надежных заемщиков, ведь практика показывает наличие лишь 2—3% просроченной задолженности в таких портфелях. Разрабатывая продукты для малого бизнеса, банки стали учитывать все его особенности и внедрять как универсальные продукты, так и специфические. Сейчас предприниматели могут оформить и нецелевой кредит — на развитие бизнеса, и специальный — для пополнения оборотных средств. Сроки рассмотрения и оформления кредитов для малых предприятий сократились с нескольких недель до пяти-семи дней. По новым программам ряда банков кредит на сумму до $20 тыс. клиент может получить за день, при этом не требуются огромные пакеты документов, достаточно показать свой бизнес и ответить на вопросы кредитного эксперта.
   В.: Насколько активно предприниматели пользуются услугами кредитных учреждений?
   
О.: Достаточно активно, в последнее время положительную роль здесь играет и увеличение количества банков, занимающихся кредитованием малого бизнеса, и предложение ими подходящих кредитных продуктов. Предприниматели заинтересованы в развитии взаимоотношений с банками в целях перспективного планирования своего бизнеса.
   ИА "Альянс Медиа"