12.07.2006 К.Андросов: "Мы инвестируем наравне с бизнесом" Уже в июле станут известны первые проекты, которые получат финансирование из инвестиционного фонда. О том, каким образом будет осуществляться финансирование победителей, есть ли шансы у других инвесторов претендовать на государственную помощь в этом году и будет ли увеличен размер инвестиционного фонда в последующие годы, рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов. В: В чем основное преимущество инвестфонда перед федеральными целевыми программами? О: Инвестиционный фонд – это прежде всего возможность для России стимулировать экономический рост на принципах государственно-частного партнерства. Суть этой формы сотрудничества сводится к тому, что бизнес строит заводы и фабрики, а государство помогает ему с созданием инфраструктуры. Причем мы не даем деньги – это неграмотно звучит – мы их инвестируем. Инвестируем наравне с бизнесом. В термине «государственно-частное партнерство» ключевое слово – «партнерство», которое обозначает объединение ресурсов. В: Из 46 заявок на помощь из инвестфонда инвестиционная комиссия оставила для дальнейшего рассмотрения 12 проектов. По каким параметрам не удовлетворили экспертов оставшиеся 34 заявки? О: Четыре заявки: строительство коттеджного поселка на 500 домов, застройка Обского бульвара, укрепление берега Оби, формирование туристского маршрута «Нескучный сад – ММДЦ (Москва-Сити)» – не соответствовали основным требованиям положения об инвестфонде. Напомню, что, согласно документу представленный проект должен стоить не менее 5 млрд руб., при этом доля частных инвестиций должна составлять не менее 25%. Остальные 30 проектов были возращены заявителям по причине некомплектности документов. К примеру, недоставало заключения инвестиционного консультанта или отраслевого министерства. Как только заявки будут доработаны, они вновь смогут принять участие в конкурсе. Те проекты, которые соответствовали всем формальным критериям и имели полный пакет документов, – а таких набралось 12, – теперь будет подробно изучать инвестиционная комиссия. По итогам рассмотрения она может вынести три возможных решения: одобрить и рекомендовать к рассмотрению правительственной комиссией, отказать или отправить проект на доработку. В: С начала конкурса состоялось уже два заседания инвестиционной комиссии. Какие проекты выйдут в финал конкурса? О: Первые четыре проекта уже получили одобрение в июне: это проект развития Нижнего Приангарья, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, создание комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в Нижнекамске, а также реконструкция скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Выбор не случаен: в качестве первых проектов мы взяли наиболее готовые – те, которыми мы занимались на протяжении года. На последнем заседании, которое состоялось 3 июля, мы поддержали еще три проекта, но на рассмотрение правительственной комиссии будут представлены только два из них. Первый – это строительство железной дороги в Читинской области для освоения месторождений на юго-востоке региона, общей стоимостью 142 млрд руб. Второй – строительство нового выхода на московскую кольцевую дорогу со стороны трассы М-1 «Беларусь». Его сметная стоимость составляет 17,3 млрд руб., из них 10 млрд руб. – государственные деньги. Что касается третьего одобренного проекта – строительства Орловского тоннеля под рекой Невой, который соединит северную и южную части Санкт-Петербурга, то авторам было рекомендовано уточнить его технические параметры и принять решение о снижении стоимости. Уже с обновленными цифрами проект вновь должен поступить на рассмотрение инвестиционной комиссии. В: Правительственная комиссия будет анализировать только эти шесть проектов или выбирать победителей из 12 претендентов на средства инвестфонда? О: Рекомендованные проекты будут рассмотрены на правительственной комиссии, первое заседание которой состоится до конца июля. Если к этому времени инвестиционная комиссия одобрит новые проекты, то и они будут участвовать в финале конкурса. Так как в ресурсах мы ограничены, то комиссии придется расставить приоритеты и отдать предпочтение тем, кто при меньшем количестве затрат дает больший рост. Исходя из этого и будут приниматься решения. В: Можно ли уже сейчас оценить, какие дополнительные доходы получит государство при реализации проектов, одобренных инвестиционной комиссией? О: Надо сказать, что в каждом из этих проектов доля государственных денег составляет меньше 50%. Наибольшего эффекта мы достигаем при строительстве комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Доля государственных средств в общем масштабе инвестиций – чуть более 12%. К тому же при реализации этого проекта достигается макроэкономический эффект. Строительство промышленного комплекса и создание нового продукта порождает межотраслевую и межрегиональную кооперацию. В проекте Нижнего Приангарья участвует около 10% бюджетных денег, все остальное – частные инвестиции. Если государство примет решение построить автомобильную дорогу, мост, железную дорогу, линии электропередач, то на базе всей этой инфраструктуры появляются как минимум три производства: гидроэлектростанция, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат. Но это только начало. Наличие железной дороги по правую сторону Ангары создает условия для добычи полезных ископаемых. Однако пока мы не оценивали эффект, который можно получить при освоении недр этого края. В: А как оцениваются дорожные проекты? О: При оценке эффективности строительства дорог применяется несколько иная логика. Хорошие дороги сами по себе улучшают жизнь автомобилистов. При этом дороги создают стимул для роста экономической активности за счет увеличения объемов перевозок. ЗСД разгружает транспортный узел в порту Санкт-Петербург, создает импульс к росту грузооборотов в Северной столице. Строительство участка с 15-го по 58-й км дороги Москва – Петербург активизирует грузооборот на трафике центр Москвы – Шереметьево, а также стимулирует объем перевозок авиационного транспорта. И это только одна составляющая экономического эффекта этих проектов. Вторая составляющая – это экологическая ситуация на дорогах и уровень безопасности, оценить который несколько сложнее. И третья составляющая – это развитие прилегающих территорий в радиусе 300–500 метров: строительство торговых центров, сервисных центров, гостиниц, придорожных кафе. В: Общая сумма госпомощи, которая потребуется на реализацию этих шести проектов, составляет более 150 млрд руб. В то время как размер инвестфонда не превышает 70 млрд руб. Получается, что всю необходимую сумму они не получат в этом году. Каким образом будет осуществляться финансирование проектов? О: Согласно положению об инвестфонде все проекты, получающие бюджетные средства, должны быть рассчитаны на срок не более пяти лет, чтобы не создавать долгострой. Предназначенные средства инвесторам будут выделяться поэтапно. Первые победители уже в этом году получат часть государственных денег. Только по уже известным четырем проектам совокупный объем заявленных средств на этот год составляет порядка 18 млрд руб. По приблизительным оценкам, в 2006 году из инвестиционного фонда будет потрачено порядка 20–30 млрд руб., а все недоиспользованные средства перейдут на последующие периоды. При этом ежегодно в фонде будет резервироваться сумма, предназначенная на финансирование уже отобранных проектов. В: Сумма, которую просят заявители, будет индексироваться с учетом инфляции? О: Расчет финансовой модели проекта делается в сегодняшних ценах. Однако дальше к ним применяется коэффициент дисконтирования, для того чтобы подсчитать текущую стоимость будущих денежных потоков во времени. Когда мы планируем инвестиционное соглашение, рассчитанное на пять лет, мы применяем дефляторы при расчете суммы. То есть стоимость будущих строительных работ мы рассчитываем уже с учетом их удорожания. И в бюджет мы закладываем средства с учетом дефляторов. В: Впервые при выделении средств из инвестфонда государство определяет стоимость бюджетных денег на вложения. Насколько известно, в этом году она определена в размере 4%. Что это значит? О: На следующий год мы будем утверждать стоимость государственных денег совместным приказом МЭРТ и Минфина. По сути, 4% – это коэффициент дисконтирования государственных денег. Государственные деньги – это тоже финансовая модель, как кредитные ресурсы, которые надо возвращать с уплатой процентов. Рубль госинвестиций завтра меньше, чем рубль сегодня. Чтобы стоимость завтрашних денег перевести в деньги сегодняшние, и нужен коэффициент дисконтирования. Для государственных денег как мера ценности применяется 4%. Но это не означает, что именно такую норму доходности нам должен обеспечить инвестор или что такой размер дивидендов он должен выплатить государству. Это цифра виртуальная – она используется исключительно для расчетов. В: Недавно глава РосОЭЗ Юрий Жданов заявил, что в следующем году планируется увеличить размер инвестфонда с 72 до 200 млрд руб., преимущественно за счет экономии на процентах при досрочном погашении долга Парижскому клубу. Однако, по данным Алексея Кудрина, экономия в будущем году составит порядка 30 млрд руб. Откуда взялась сумма в 200 млрд руб.? О: Эта цифра приблизительная и еще не утверждена. Инвестфонд формируется из двух источников: один доллар свыше цены отсечения, которую мы используем при формировании бюджета (на этот год она составляет 27 долларов за баррель). И проценты, полученные при условии досрочного погашения внешнего долга. По моим оценкам, если в этом году мы инвестируем 20 млрд руб., то приблизительно 50 млрд руб. перетекут в инвестфонд следующего года. Прибавим порядка 30 млрд руб., вырученных на процентах при уплате долга Парижскому клубу. Плюс 70 млрд руб., заложенных в бюджете. Получается, что совокупный объем ИФ в следующем году может достигнуть уровня 150 млрд руб. Но эта сумма может быть больше – я назвал приблизительные данные по экономии на процентах. В: Как государство собирается контролировать использование выделенных средств? О: В положении об инвестфонде прописана процедура обязательного мониторинга и контроля реализации проектов. Сейчас эта функция находится у МЭРТ, в частности, она возложена на РосОЭЗ. В ближайшее время министерство подготовит базовое положение о порядке мониторинга и контроля хода реализации проекта. Есть два основных инструмента: это инвестиционное соглашение, в котором будет прописано движение частного и государственного капитала. Также предусмотрена система ежеквартальной отчетности о проделанной инвестором работе: фактический объем работ, его сопоставление с плановыми показателями, потраченные средства. Невыполнение ранее оговоренных условий станет основанием для пересмотра инвестиционного соглашения вплоть до его расторжения. Мы хотим, чтобы инвестор четко понимал: если он не будет исполнять сроки, условия, объемы, то мы можем прекратить финансирование проекта. В этом случае он должен будет вернуть государству полученные деньги на условиях, оговоренных в соглашении. |