04.08.2006  Первый пакет инвестпроектов сформирован

   Правительственная комиссия по инвестпроектам под председательством министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа в четверг, 3 августа, одобрила еще три проекта. Таким образом, теперь сформирован пакет инвестиционных проектов общегосударственного значения, который уже в сентябре планируется представить на утверждение правительства. Однако одновременно будет вестись и работа по подготовке следующего пакета проектов, который может быть готов к концу сентября.
   Вчера на рассмотрение комиссии были представлены три инфраструктурных проекта: по созданию транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевой базы Читинской области; строительству Орловского тоннеля под рекой Нева в рамках развития Волго-Балтийского водного пути; строительству нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» (Москва-Минск).
   Проект строительства Орловского тоннеля представил вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. Он отметил, что строительство тоннеля направлено на решение задач развития транспортной инфраструктуры России. Цель его строительства – формирование первой в центральной части Санкт-Петербурга круглосуточной автодорожной связи правого и левого берегов Невы. Благодаря созданию тоннеля будет ликвидировано одно из узких мест на трассе Волго-Балтийского водного пути, что будет способствовать реализации транзитного потенциала России, обеспечению бесперебойного сообщения различных зон города между собой.
   Как сообщил вице-губернатор, одна из проблем Волго-Балтийского водного пути – это отсутствие резерва пропускной способности на участке реки Невы в Санкт-Петербурге, что связано с разводом городских мостов. Орловский тоннель позволит увеличить пропускную способность в 1,3 раза, что обеспечит к 2010 году, когда тоннель будет построен, прирост объема грузовых перевозок речным транспортом более чем на 3,5 млн тонн и даст дополнительные поступления в бюджет уже в первый год эксплуатации тоннеля в размере более 1,8 млрд рублей. Строительство Орловского тоннеля решит задачи градостроительного и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, так как в его зоне проживает более 1 млн человек и расположено 120 крупных предприятий, на которых производится 19% объема промышленной продукции города.
   Стоимость проезда по тоннелю для легкового транспорта составит 23 рубля, для грузового – 45 рублей. К 2010 году интенсивность движения транспортных потоков составит около 60 тыс. автомобилей в сутки. Длина тоннеля составит 1,7 км. Общая стоимость проекта – 26,4 млрд рублей. Предусматривается равное участие в финансировании его реализации средств Инвестиционного фонда РФ, бюджета Санкт-Петербурга и частных инвесторов. Доля каждого участника составит около 33%. Срок окупаемости проекта в целом 26 лет, для концессионеров – около 15 лет.
   О проекте строительства нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» (Москва-Минск) рассказал генеральный директор ФГУ «Дороги России» Олег Шахов. Он сообщил, что недостаточная пропускная способность существующего головного участка автомобильной дороги М1 «Беларусь» препятствует оптимальному функционированию панъевропейского транспортного коридора №2 (Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва-Нижний Новгород).
   Проектируемая магистраль будет расположена в Одинцовском районе Московской области, ее общая протяженность составит 19,5 км. Эксплуатироваться она будет на платной основе. Основная задача строительства – изменение существующего критического положения на данном участке, пропускная способность которого исчерпана. Реализация этого проекта будет способствовать наращиванию транспортного потенциала, пропускной способности, транзитной привлекательности панъевропейского коридора №2, созданию инфраструктурных условий для повышения мобильности населения и субъектов рынка, повышению качества транспортных услуг, формированию в РФ нового рынка концессионных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры. Эксплуатироваться новый участок дороги начнет к 2010 году.
   Реализация проекта также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в экономике московского региона, внедрению передового зарубежного опыта и современных технологий дорожного строительства, развитию социальной инфраструктуры региона, улучшению экологической обстановки. Кроме того, планируется рост ВВП РФ и ВРП Москвы и Московской области, интенсификация хозяйственных межрегиональных и международных экономических связей, развитие высокотехнологичных отраслей экономики, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ.
   Объем инвестиций для реализации проекта составляет 17 млрд 257 млн рублей, доля частных инвесторов – около 42% (7 млрд 250 млн рублей).
   Последний проект, рассмотренный комиссией, - создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевой базы Читинской области - представил заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» Максим Финский. В ходе его презентации отмечалось, что Читинская область очень богата природными ресурсами, в том числе цирконием, медью, молибденом, титаном, серебром, цинком, однако доступ к ним ограничен из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. В связи с необходимостью развития этой инфраструктуры проект предусматривает строительство железной дороги протяженностью 375 километров.
   Проект будет реализовываться в рамках государственно-частного партнерства, общий объем инвестиций составит 60 млрд рублей, 79% - средства Инвестиционного фонда РФ, 31% - инвестиции «Норникеля». Однако строительство дороги – это только первая часть проекта, его вторая часть связана с освоением месторождений полезных ископаемых и строительством четырех горнорудных комбинатов, в результате чего в Читинской области будет создан новый горнорудный комплекс стоимостью более 80 млрд рублей, инвестируемых «Норникелем». Окупаемость проекта составляет 14 лет.
   В результате реализации проекта будет создано 70 тыс. новых рабочих мест, в бюджеты всех уровней дополнительно поступит более 20 млрд рублей налогов.
   М.Финский отметил, что доля частных инвесторов с первоначальных 25% была увеличена до нынешних 31%, однако вложение частных средств перенесено на более поздний срок: они будут инвестироваться только после третьего года реализации проекта. На это Г.Греф отметил, что для него являются «неприемлемыми» такие условия, так как «если частный инвестор с первого дня не рискует наравне с нами своими деньгами, у меня нет веры в такой проект». В результате обсуждения договоренность между частным и государственным инвесторами была достигнута.
   По итогам заседания комиссии Г.Греф ответил на вопросы журналистов. Характеризуя рассмотренные проекты, он коротко остановился на каждом из них. Так, по словам министра, очень важный проект как для Санкт-Петербурга, так и для России в целом - строительство Орловского тоннеля. Общая сумма инвестиций для реализации этого проекта составляет 26,3 млрд рублей. Стоимость строительства нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» составляет 17,2 млрд рублей, из которых 10,5 млрд рублей будет выделено федеральным бюджетом, а остальные средства вложит частный инвестор. Г.Греф отметил желание частных инвесторов участвовать в реализации этого проекта. Самым важным и самым значимым проектом министр назвал строительство железной дороги в Читинской области. Общий объем инвестиций в этот проект до 2013 года составит 141,3 млрд рублей. В результате реализации проекта будут увеличены на треть поступления в региональный бюджет, на 50% вырастет ВРП Читинской области.
   Все эти проекты являются инфраструктурными, напомнил Г.Греф. Он отметил, что в целом инвестиционные проекты отбираются комиссией по трем основным направлениям: энергетика, транспорт и связь. С сожалением он констатировал, что пока не поступают проекты, связанные с созданием социальной инфраструктуры, и высказал намерение стимулировать формирование таких проектов.
   Г.Греф отметил, что с учетом последнего заседания комиссией было одобрено всего 7 инвестпроектов. Напомним, что ранее правительственная комиссия одобрила еще 4 инвестиционных проекта: 2 инфраструктурных - строительство 43-километрового участка коммерческой автодороги Москва-Санкт-Петербург и строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также проект развития Приангарья и проект строительства нефтехимического комплекса в Нижнекамске. Общая стоимость реализации всех одобренных комиссией проектов, по словам министра, – 667 млрд рублей, которые будут вложены в экономику страны в течение 9 лет. Из них средства Инвестиционного фонда РФ – 164,1 млрд рублей, таким образом, доля инвестфонда составляет 32%. В результате реализации всех семи проектов будет создано 138 тыс. новых рабочих мест, консолидированные поступления в федеральный бюджет составят за 10 лет 363 млрд рублей. То есть для федерального бюджета окупаемость проектов составит 2-3 года, пояснил министр.
   Он сообщил, что на утверждение правительства эти проекты будут вынесены в начале сентября. Причем Г.Греф подчеркнул, что пакет инвестиционных проектов уже сформирован и дополняться не будет, однако параллельно будет вестись работа и по подготовке других проектов, и новый пакет может быть готов к концу сентября.
   Деньги на реализацию проектов начнут выделяться сразу, как только частные концессионеры будут готовы их инвестировать. В текущем году, по оценкам МЭРТ, будет потрачено около 4-5 млрд рублей.
   Говоря о прошедшем заседании комиссии, министр отметил, что это было одно из самых приятных мероприятий за весь период его работы, так как одобренные крупнейшие проекты общегосударственного значения – «это миллиарды поступлений в бюджет и сотни тысяч новых рабочих мест». «Это начинание нужно всячески развивать», - резюмировал Г.Греф.