27.03.2002 IKEA потеряла $30 млн за два года работы в России Шведская компания IKEA провела пресс-конференцию, посвященную двухлетию открытия в России первого магазина. Встреча с российской действительностью не прошла для крупнейшего производителя и продавца мебели безболезненно. Чтобы компенсировать потери от розничной торговли, компания была вынуждена развивать экспортные операции и изменить некоторым проверенным годами маркетинговым ходам. Несмотря на то что за два года магазины IKEA в Москве посетили 10 млн человек, а их оборот только в прошлом году составил $120 млн, розничный бизнес компании в России пока убыточен и не будет приносить прибыли еще как минимум полтора года. Правда, по словам директора по маркетингу "IKEA Россия" Инге Юлиуссона, ситуация эта плановая - во всем мире магазины IKEA выходят на окупаемость в течение нескольких лет. Однако эксперты отмечают, что причины убытков не только в этом. IKEA приходится работать в довольно жестких условиях. Покупательская способность даже московского населения ниже, чем в странах Европы, а ввозные пошлины на мебель (и соответственно, ее цена в магазинах) - выше. Чтобы компенсировать убытки, IKEA пришлось в течение двух последних лет активно развивать экспортный бизнес. Сейчас компания работает примерно с 50 российскими производителями, которые поставляют ей сырье и полуфабрикаты для мебельного производства. Генеральный директор "IKEA Россия" Леннарт Дальгрен признался, что IKEA пришла в Россию, "скорее чтобы покупать, а не продавать", и в ближайшем будущем надеется "экспортировать из России больше мебели, чем импортировать". Кроме того, впервые за 59 лет своего существования IKEA изменила своей маркетинговой политике. Речь, в частности, идет о строительстве магазина в центре города (на Кутузовском проспекте), чего шведская компания не делала нигде в мире - строить и содержать магазин на окраинах заметно дешевле из-за низкой ставки аренды земли. Российский же потребитель привык делать покупки в центре, и с этим приходится считаться. А чтобы окупить издержки по аренде участка на Кутузовском проспекте, IKEA пошла на еще одно новшество - сдачу площадей в субаренду. Конкретные арендаторы пока не называются, но, скорее всего, это будут продуктовые магазины и магазины, торгующие бытовой техникой. Один из вероятных партнеров - компания СВ (торговая марка "Техносила"), с которой IKEA давно ведет переговоры о сотрудничестве. |