08.08.2006  Инвестиционная политика РФ выгодна бизнесу

   Прошло полгода с тех пор, как российское правительство начало применять в сфере инвестиционной политики такие инструменты, как концессионные и инвестиционные соглашения, а также создание особых экономических зон. О том, каких успехов в этой сфере удалось добиться, а также о планах на будущее во вторник, 8 августа, рассказал журналистам заместитель министра экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов. Его пресс-конференция на тему «Новые инструменты инвестиционной политики России» состоялась в пресс-центре РИА «Новости».
   Прежде всего, он остановился на концессионных соглашениях. К.Андросов напомнил, что закон о концессиях действует в РФ с 1 января текущего года, на сегодняшний момент все типовые концессионные соглашения сформированы, рассмотрены правительством, а одно утверждено. Все эти соглашения связаны с реализацией проектов в сфере создания дорожно-транспортной инфраструктуры. Также К.Андросов рассказал, как действует механизм концессионных соглашений: государственные средства из инвестиционного фонда направляются инвесторам, которые, привлекая собственный капитал, реализуют проект на основе частно-государственного партнерства. Как пояснил замминистра, благодаря концессионному соглашению при реализации проекта достигаются сразу две цели: инвестор, во-первых, стремится создать инфраструктуру как можно более качественную, а во-вторых, минимизировать при этом расходы.
   Вторым важным инструментом государственной инвестиционной политики являются особые экономические зоны. К.Андросов в своем выступлении остановился лишь на двух новых типах зон – туристско-рекреационных и портовых. Говоря о первом типе зон, он отметил, что, предположительно, на конкурс по отбору таких ОЭЗ поступит не менее 40 заявок от российских регионов. Отбор будет проводиться в два этапа и завершится к 1 октября, таким образом, до конца 2006 года решение, в каких регионах будут созданы туристско-рекреационные зоны, будет принято.
   Замминистра считает данный тип зон способствует развитию тех регионов, у которых есть богатый туристский потенциал. Федеральная поддержка позволит таким субъектам РФ серьезно увеличить объем предоставляемых туристических услуг, что, в свою очередь, окажет большое влияние на увеличение ВРП, считает он.
   Законопроект по портовым ОЭЗ, по словам К.Андросова, Госдума рассмотрит в осеннюю сессию, и, вероятно, он будет принят до конца года, следовательно, уже в конце 2006-начале 2007 гг. пройдет конкурс на создание таких зон в регионах России.
   Наконец, остановился К.Андросов и на судьбе Инвестиционного фонда РФ. Он напомнил, что на сегодняшний день сформирован первый пакет из 7 инфраструктурных проектов, претендующих на софинансирование из средств фонда. Общая стоимость этих проектов - около 667 млрд рублей, государственные инвестиции составят 164 млрд рублей, то есть 25% от всей суммы. По каждому из проектов будет сформировано инвестиционное соглашение, подчеркнул замминистра. Финансироваться проекты будут на паритетной основе одновременно государством и частным инвестором. В результате реализации всех проектов будет создано около 138 тыс. новых прямых рабочих мест, кроме того, планируется и значительный косвенный эффект, связанный, в частности, с создание малых предприятий. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет за 10 лет, по предварительным подсчетам, составит около 364 млрд рублей. Это, по словам К.Андросова, доказывает эффективность и выгодность государственных инвестиций.
   Кроме того, замминистра рассказал и о результатах прошедшего вчера заседания комиссии по отбору инвестпроектов. Так, был одобрен проект «Разработка проектной документации на создание и последующую эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 ДОН от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 - км 117 и км 330 - км 465». Также было решено передать на рассмотрение правительственной комиссии и проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». На доработку был отправлен проект «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино», а проект «Строительство конгресс-центра в рамках развития проекта «Морской фасад Санкт-Петербурга» был отклонен.
   По словам К.Андросова, в 2006 году общий объем инвестфонда предусмотрен в размере 69,7 млрд рублей, в IV квартале на финансирование семи одобренных проектов будет выделено около 4 млрд рублей, весь оставшийся объем перейдет в средства фонда на следующий год. Замминистра пояснил, что фонд начал работать недавно, следовательно, в этот сравнительно небольшой промежуток времени нужно было сконцентрироваться прежде всего на качественной подготовке инвестпроектов и их отборе. Он подчеркнул, что не было цели потратить уже в текущем году все средства инвестфонда, выделенные на этот период. В дальнейшем объем расходов фонда будет увеличиваться, пояснил замминистра.
   Как сообщил К.Андросов, в 2007 году объем средств инвестиционного фонда будет значительно выше изначально предусмотренного. Из федерального бюджета планируется выделить 90 млрд рублей, однако к этой сумме прибавится около 60 млрд рублей, оставшиеся в 2006 году, а также за счет досрочной выплаты долга Парижскому клубу еще около 35 млрд рублей. Таким образом, отметил замминистра, объем инвестфонда в 2007 году составит 180-190 млрд рублей.
   К.Андросов заявил, что инвестиционные ресурсы российской экономики превышают сотни миллиардов рублей, однако этот колоссальный потенциал сдерживается неразвитостью производственной инфраструктуры, и решить эту проблему как раз и должны новые инструменты инвестиционной политики. Он подчеркнул, что такая политика государства является активной, с помощью концессионных и инвестиционных соглашений, создания ОЭЗ «мы предлагаем бизнесу идти нам навстречу».