12.08.2006  Лизинговые компании переходят от крупных сделок к небольшим

   Слово «лизинг» появилось в русском языке в середине 1990-х. Бизнесмены довольно скоро оценили налоговые преимущества, которые можно получать, используя лизинговые схемы. До кризиса 1998-го лизинг по большей части работал примерно так: компания покупала у поставщика на свои средства необходимую технику или оборудование, обращалась в лизинговую компанию, оформляла приобретенное имущество на балансе лизингодателя и пользовалась вполне законными методами снижения налога на имущество и прибыль. С момента введения в действие закона о лизинге в 1998 году рынок лизинговых услуг стал приобретать цивилизованный характер.
   Как отметил директор по развитию бизнеса ЛК Europlan Александр Михайлов, «в настоящее время мы не видим каких-либо проблем, связанных с законодательной базой и налоговым учетом по вопросам финансовой аренды как для лизингодателя, так и для лизингополучателя». Депутат Госдумы РФ Геннадий Аксаков, один из разработчиков закона о лизинге, считает, что самые сильные стороны закона - возможность применения ускоренной амортизации с использованием коэффициента «3», учет предмета лизинга на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Кроме того, предмет лизинга может выступать естественным залогом, что является дополнительной гарантией возврата вложенных средств.
   Действует лизинг так. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает на свои средства необходимое оборудование, которое потом сдает в финансовую аренду клиенту. К концу действия лизингового договора клиент выплачивает всю стоимость оборудования и получает его в собственность. Сейчас активно развивается и так называемый возвратный лизинг, когда клиент возвращает по окончании срока договора предмет лизинга, а лизингодатель продает предмет лизинга третьему лицу или возвращает поставщику. Такая схема применяется, например, на рынке грузовых автомобилей, а также спецтехники, хотя это уже выходит за рамки лизинга.
   Лизинг – это довольно эффективная форма привлечения инвестиций, возможность без крупных вложений средств осуществить обновление основных фондов, а также это практически единственный доступный путь развития производства для малого и среднего бизнеса. Планка вхождения в лизинг неуклонно снижается. Если несколько лет назад лизинговый минимум составлял в среднем $100 тыс., то сейчас компании готовы поставить по договору лизинга и один недорогой автомобиль. В среднем же минимальный договор лизинга составляется на сумму около $30 тыс.
   Сейчас на рынке сформировалась тенденция к переходу от малочисленных, но крупных сделок к небольшим, но массовым. Все это требует стандартизации формата лизинга и введения скоринговых программ. Уже сейчас у многих лизингодателей срок рассмотрения заявок снизился до 1-3 дней, а по небольшим заказам и до получаса. Сам же срок действия лизингового договора стал, наоборот, длиннее. Если несколько лет назад он составлял 1-3 года, то сейчас можно говорить о длинных деньгах в 3-5 лет, а по сделкам с недвижимостью и до 7-10 лет.
   Послабления в отношении клиентов вызваны прежде всего обострившейся последние годы конкуренцией среди лизинговых компаний и ростом самого рынка. Сейчас в России примерно 150 стабильно работающих лизинговых компаний, сумма заключенных договоров лизинга примерно $12 млрд, из них около $7 млрд - договоры 2005 года.
   Структура распределения инвестиционного портфеля заключенных лизинговых договоров в целом такова: автотранспорт - почти 50%, оборудование для всех видов промышленности - около 40%, остальное приходится на лизинг недвижимости, а также таких специфических объектов, как авиационная техника, железнодорожный транспорт и т. д. По прогнозам участников рынка, доля лизинга автотранспорта будет только расти.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "КоммерсантЪ-Деньги "