08.10.2006  Российский рынок лизинга ожидает экспансия зарубежных компаний

   По итогам 2005 года Россия вошла в число десяти крупнейших стран мира по объему рынка лизинга, опередив Австрию ($6,9 млрд) и Австралию ($7,45 млрд). При отсутствии резких изменений в нынешних темпах роста мировых рынков уже в 2006 году Россия может опередить испанский рынок лизинга ($14,8 млрд) и занять восьмое место в мировом рейтинге.
   Уже сейчас российский рынок лизинга является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия - единственная в десятке мировых лидеров.
   Дополнительную привлекательность российскому лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России.
   Еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в РФ, они делают шаг не только в сторону освоения российского рынка, но и в сторону освоения рынка всего региона СНГ и Восточной Европы.
   До 2005 года международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно. Однако основной тенденцией 2005 года стал выход на российский рынок значительного числа компаний с иностранным капиталом. По данным ассоциации «Рослизинг», свои представительства открыли такие крупные компании, как австрийский FB Leasing, итальянский «Локат Лизинг Руссия», нидерландский ING Leasing, французский Arval, латвийский Parex Leasing, нидерландский Transport Lease, немецкий CHG Meridian.
   Новые компании заявляют амбициозные планы: FB Leasing намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до $600 млн, ING Leasing - до $1 млрд уже в ближайшие год-два. Опыт иностранных лизинговых компаний, вышедших на российский рынок чуть раньше - в 2003-2004 годах, показывает, что такие планы вполне реалистичны. Так, «Ханса Лизинг», дочерняя структура крупнейшей скандинавской финансовой группы, работая лишь с середины 2003 года на российском рынке и занимаясь преимущественно лизингом железнодорожного транспорта, нарастила портфель до 6,5 млрд руб. Компания «Брансвик Рейл Лизинг», работающая с 2004 года в том же сегменте, нарастила портфель до 3,5 млрд руб. По итогам 2005 года в двадцатку лидеров лизингового рынка вошли шесть компаний с иностранным капиталом, и, видимо, их число будет расти.
   Предположим, лизинг в России достигнет максимального показателя 30% инвестиций в основные средства и 5% от ВВП. Для достижения этих показателей объем лизингового финансирования должен увеличиться приблизительно в четыре раза. При сохранении существующих темпов прироста ВВП (6% в год) и инвестиций в основные средства (12% в год) и при темпе прироста рынка лизинга 40% ежегодно эти показатели могут быть достигнуты через пять лет, то есть в конце 2010 года. В этом случае ВВП за 5 лет вырастет на 33,8% и составит $1044 млрд, а рынок лизинга через пять лет вырастет на 438%, и его объем составит $53,8 млрд. Объем инвестиций в основные средства (в 2005 году - $127 млрд) при таком сценарии вырастет за пять лет на 76% и составит $224 млрд. Тогда доля лизинга в ВВП может составлять 5,15%, а доля лизинга в инвестициях - 24%. В основном этот рост будет обеспечен притоком иностранных инвестиций, часть из которых поступит непосредственно через лизинговые компании с иностранным капиталом, часть будет аккумулирована российскими лизинговыми компаниями.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ВПС