17.10.2006  А.Жуков: дороги не станут лучше, пока не придут серьезные инвесторы

   Правительство завершает работу над концепцией реформирования дорожного хозяйства России, сообщил вице-премьер РФ Александр Жуков.
   Выступая в пятницу в Ярославле на президиуме Госсовета РФ по вопросам дорожного строительства, вице-премьер подчеркнул, что эта отрасль, находящаяся сейчас в очень тяжелом состоянии, не начнет развиваться, если в нее не придут серьезные инвесторы.
   А.Жуков отметил, что в концепции должны быть предусмотрены условия для масштабных инвестиций в эту сферу. "Речь идет о десятках миллиардов рублей", - подчеркнул вице-премьер.
   Он отметил, что сегодня состояние сети автодорог в России отражает в целом ситуацию в дорожном строительстве. "Эта отрасль находится в очень тяжелом состоянии, очень устарела технологическая база, низкое качество дорожных работ, почти нет инвестиций, низкое качество строительных материалов", - сказал А.Жуков.
   По его оценке, ситуация в дорожной сфере представляет собой порочный круг, из которого нельзя будет вырваться без радикального обновления технологической базы, улучшения качества строительства.
   "Простое наращивание финансирования или создание каких бы то ни было дорожных фондов не приведет к улучшению состояния наших автомобильных дорог. Увеличение финансирования приведет только к росту цен и росту объемов текущих ремонтных работ", - считает А.Жуков.
   Вице-премьер объяснил низкую привлекательность дорожного строительства для инвесторов тем, что эти работы носят сезонный характер и никто не хочет вкладывать серьезные средства в развитие бизнеса, если не знает, будут ли у него заказы в следующем году. Кроме того, подчеркнул вице-премьер, "ежегодный пересмотр объемов финансирования дорожных работ порождает высокий уровень коррупции и криминала в этой сфере".
   "Главная задача - сделать дорожное строительство инвестиционно привлекательным", - констатировал он. Для этого, по мнению А.Жукова, необходимо, в частности, перейти к заключению с подрядчиком контрактов с закрепленными финансовыми обязательствами на весь срок строительства и перейти к контрактам на содержание дорог на весь гарантийный срок.
   "Подрядчик должен отвечать не за объем выполненных работ, а за качество дорожного покрытия", - пояснил А.Жуков. При этом он заметил, что гарантийный срок такого покрытия должен составлять не менее 6-8 лет и дорогу должен обслуживать тот, кто ее построил.
   Вице-премьер РФ также считает, что нужно обеспечить "жесткую конкуренцию на рынке дорожных работ". Для этого, по его словам, необходимо прежде всего "ликвидировать при проведении тендеров в регионах любые проявления протекционизма для своих". Одновременно, считает вице-премьер, "нужно изменить условия тендеров и требовать от подрядчиков предоставления финансовых, банковских или страховых - гарантий на их работы".
   А.Жуков также предложил внести изменения в сами условия тендеров, чтобы "при заданной стоимости работ победителем считался тот, кто может предложить больший гарантийный срок на дорогу".
   "Только при реализации такого комплекса мер мы можем начать масштабное финансирование строительства и реконструкции дорог", - подчеркнул А.Жуков.
   Александр Жуков выступил против того, чтобы расходы на дорожное строительство стали фиксированной статьей в федеральном бюджете, и высказался против возрождения так называемых "дорожных фондов".
   Он обратил внимание, что практически все губернаторы для финансирования дорожных работ предложили вернуться к созданию "дорожных фондов". Они назвали самые разные источники финансирования таких фондов, вплоть до увеличения акцизов на бензин.
   "Думаю, что это подход неверный. Полагаю, что сделать расходы на дорожное строительство главной, защищенной статьей бюджета, как это было когда-то, неправильно", - сказал вице-премьер.
   Он подчеркнул, что законодатели должны иметь возможность каждый год решать, какие расходы являются приоритетными - на зарплату, на оборону, на другие цели. "Не может быть дорожная отрасль единственной защищенной статьей бюджета со своими источниками доходов", - считает А.Жуков.
   Он также высказался против финансирования дорожного строительства за счет увеличения существующих налогов. Как подчеркнул вице-премьер, "это будет противоречить линии на общее снижение налогового бремени".
   Вместе с тем А.Жуков считает, что "необходимо более последовательно проводить в жизнь принцип "пользователь платит". По его мнению, как дополнительный источник дорожного строительства можно, например, использовать сборы за эксплуатацию инженерных коммуникаций, за проезд грузовиков с очень большой грузоподъемностью, за размещение рекламы вдоль дорог. А.Жуков предложил поручить Минфину РФ сформулировать механизм взимания и консолидации таких платежей, которые затем пойдут на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ПРАЙМ-ТАСС