05.11.2006  Санкт-Петербург: 80% лизинговых компаний работают с малым и средним бизнесом

   
   Работа лизинговых компаний с малым бизнесом может быть выгодна только при обеспечении всех рисков и обилии клиентов.
   В частности, Елисей Шулепов, заместитель генерального директора ЗАО "Рокада", предпочитает не работать с индивидуальными предпринимателями именно потому, что они не могут обеспечить риски. А Ян Яницкий, коммерческий директор лизинговой компании "Сорос", считает, что риски есть всегда, а работу с частными предпринимателями можно сделать прибыльной за счет увеличения количества клиентов. Правда, оба сходятся на том, что работа с малыми и средними предприятиями выгодна для лизингодателей.
   "Работа с любым лизингополучателем связана с рисками, - уверяет Ян Яницкий. - Поэтому в случае индивидуальных предпринимателей мы устанавливаем планку максимальной стоимости предмета лизинга, что позволяет минимизировать наши риски".
   По его словам, среди клиентов компании 15% составляют индивидуальные предприниматели, 60-70% - малые предприятия и 15-25% - средние предприятия.
   «В связи с тем, что высока конкуренция со стороны крупных лизинговых компаний, мы привлекаем клиентов тем, что понижаем доходность сделок для себя. При этом мы рассчитываем на то, что клиент, который пришел к нам, обратит внимание на этот критерий и придет еще раз или порекомендует обратиться к нам кому-то из своих партнеров. То есть ставка делается не на доходность в каждом индивидуальном случае, а наоборот. В год мы заключаем в среднем 200-300 лизинговых договоров. При этом доходность сделок составляет 1-2% в год", - рассказал Яницкий.
   Лизинговые сделки с малым и средним бизнесом малорентабельные, но в целом что это прибыльно, рассуждает Елисей Шулепов. Именно за счет работы с малым и средним бизнесом будет происходить рост лизингового рынка, ведь все крупные компании уже поделены. При этом Елисей Шулепов утверждает, что любая лизинговая компания может выжить за счет уже "наработанных" клиентов. 80% лизинговых компаний Петербурга работают с малым и средним бизнесом.
   "Не сказал бы, что большинство лизинговых компаний вынуждены бороться с крупными конкурентами, - говорит он. - Дело в том, что у каждой лизинговой фирмы есть свой сегмент, свои клиенты, с которыми она постоянно работает. Доходность же зависит от размера сделок. В случае крупной сделки доходность составляет около 3%, в случае мелких - от 0,5 до 1%".
   Малые и средние предприятия воспринимают лизинг как отличный инструмент увеличения благосостояния компании. "Мы неоднократно пользовались этой услугой, - рассказывает ведущий специалист ООО "Интерхолод Санкт-Петербург" Татьяна Ковалева. - На мой взгляд, малому предприятию лизинг нужен для того, чтобы стать средним, а среднему - для того, чтобы стать крупным".
   Небольшие компании приобретают крупную технику в лизинг "на вырост" - с ее помощью они смогут нарастить объемы производства.