06.11.2006 Где занять деньги на развитие бизнеса? Что сдерживает развитие отечественного малого бизнеса? Среди многих причин аналитики называют отсутствие средств на развитие. В 2005 году российские банки выдали кредитов на $185 млрд. Из них лишь $5 млрд достались малому бизнесу. Для сравнения: крупные компании заняли у финансистов $140 млрд. Почему банки неохотно дают займы «малышам»? Причин хватает. Главная - большой риск невозврата. По статистике, в первый год существования разоряются более 50% фирм. На этапе от 2 до 6 лет закрывается каждая четвертая. И лишь компании с большим стажем работы обычно уже не исчезают с рынка. Но деньги нужны как раз в первые 3 - 4 года. А поскольку в залог малым предприятиям предложить нечего, то риски невозврата кредита для банка слишком велики. Гордиев узел недоверия банков к «малышам» разрубило столичное правительство. На днях Банк Москвы выдал первый кредит предпринимателю под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Подобные программы запущены не только в Москве. Но там, где подобных программ еще нет, бизнесменам приходится надеяться лишь на благосклонность банкиров. Условия кредитования «малышей» банками жесткие. Стоимость займа - от 14 до 20% годовых. Плюс обычно добавляются несколько процентов за ведение ссудного счета. Сумма займа варьируется от нескольких десятков тысяч до полумиллиона долларов. Срок кредитования обычно не превышает 5 - 7 лет. Сколько предпринимателей получают отказ в кредите? Финансисты говорят, что от 50 до 70% заявок оформляются в договора. Беда только в том, что большая часть бизнесменов отсеиваются на первом этапе - еще до оформления заявки. А потому статистика не отражает реальных данных. Тем не менее кредитование малого бизнеса осталось последней нишей, плохо охваченной банками, и они активно захватывают перспективный рынок. В начале 2006 года сразу несколько крупнейших кредитных учреждений страны объявили о выходе в этот сектор. Нередко с использованием самых современных банковских технологий. Например, скорринговая система самостоятельно отсеивает бесперспективные заявки, что дает возможность экономить на персонале и выдавать кредиты на более выгодных условиях. Повышение конкуренции среди банков уже отразилось на условиях кредитования. За минувший год на 1 - 2% снизились ставки. Комиссии за пользование кредитом уменьшились до 1,5%. Пакет документов, необходимых для изучения экономического состояния банком, уменьшился. Однако начинающему бизнесмену получить кредит все равно практически невозможно. “Предприниматель, создавший новую фирму, вполне может получить кредит, если знаком со сферой, в которой будет работать его компания, - говорит руководитель дивизиона по работе с корпоративными клиентами и малым бизнесом Русского Банка Развития Оксана Малкина. - Скажем, если он работал в этой сфере в качестве наемного менеджера”. В остальных случаях банки идут навстречу только надежным фирмам с историей. То есть тем компаниям, которым кредиты уже не особо нужны. А начинающим предпринимателям приходится брать на развитие бизнеса потребительские кредиты. Но прежде чем на них решиться, помните - кредиты малому бизнесу выгоднее потребительских. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Комсомольская правда" |