14.11.2006  Успех реформ в ЖКХ основан на инвестициях и частно-государственном партнерстве

   В понедельник, 13 ноября, открылась II Всероссийская конференция руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в которой участвуют более 500 делегатов из всех регионов России. Среди участников - руководители и ведущие специалисты предприятий ЖКХ, промышленности, органов местного самоуправления, представители российских и иностранных инвестиционно-финансовых организаций.
   Основными темами пленарного заседания на открытии конференции стали: частно-государственное партнерство и инвестиционная привлекательность предприятий ЖКХ, кадровое обеспечение отрасли, повышение управленческой и технологической эффективности в коммунальном хозяйстве, проблемы управляющих компаний.
   Александр Баженов, президент Национального центра по развитию частно-государственных партнерств ООО «Евразийское водное партнерство» отметил, что коммунальное хозяйство начали признавать как отрасль, в которую для решения ее проблем необходимо привлекать значительные инвестиции. По его словам, уже в контрактах частных компаний, оказывающих примерно 12% населения РФ услуги водоснабжения и канализационного хозяйства, возрастает инвестиционная составляющая, и интерес частных инвесторов к отрасли становится более квалифицированным. Кроме того, правительство РФ меняет инвестиционную политику в сфере ЖКХ, происходит признание коммунальных предприятий как центров инвестиционной активности.
   А.Баженов выделил положительные изменения в сфере ЖКХ, среди которых основное - предоставление гарантий коммунальным предприятиям под строительство инфраструктуры для массовой застройки. Также позитивные изменения на рынке ЖКХ связаны с началом реализации в Москве программы по созданию объединенной коммунальной компании, предусматривающей создание операторов по муниципальной собственности во всех сферах коммунальной системы столицы. «Это – знаковое событие, поскольку позволяет создать и крупного национального оператора, который мог бы развивать проекты не только в Москве, но и в регионах», - подчеркнул А.Баженов.
   Кроме того, по его словам, расширились возможности, позволяющие качественно улучшить состояние экономики коммунальной отрасли. В первую очередь это касается экономического регулирования ЖКХ, совершенствования механизмов реализации инвестиционных проектов в коммунальной сфере и создание оптимального механизма поступления государственных инвестиций, решение вопросов теплоснабжения и водоснабжения, реформирования закона о концессиях, не работающего в коммунальном хозяйстве.
   Генеральный директор ОАО «Институт экономики ЖКХ» Игорь Бычковский высказал мнение, что основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства - в низкой надежности систем жизнеобеспечения, нечеткости механизма регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг, его ресурсной неэффективности, отсутствии инструментов объективного ценообразования, низкой привлекательности для частного бизнеса и внебюджетных инвестиций, коллизионности правовых норм.
   Он подчеркнул, что государством совершенно не контролируется доступность коммунальных услуг, которая не должна превышать 8,5 -12,5% от бюджета семьи.
   По мнению И.Бычковского, необходимо менять «логику экономической эффективности ЖКХ». Сейчас затраты на производство жилищно-коммунальных услуг превышены на 30%, в этой сфере занято излишне количество персонала (вместо 18 чел/1 тыс.населения – 28 человек), превышен расход топлива (вместо 158 кг у.т. используется 175 кг у.т.), наблюдается сверхнерациональное потребление ресурсов и т.д.
   И. Бычковский считает, что необходимо усиливать социальную эффективность отрасли ЖКХ. В первую очередь – увеличивать минимум в два раза жилищную обеспеченность, которая в РФ составляет 19,7 кв. м на человека, в то время как в США - 70 кв. м. Также необходимо повышать комфортность условий жизни, так как на сегодня во многих регионах нет центрального отопления, водоснабжения, и канализации, а ветхое и аварийное жилье в РФ составляет 3,2%. Наблюдается низкая надежность коммунального обслуживания, к примеру, количество аварий по регионам РФ насчитывает от 1,8 до 22 на 1 км сети в год при допустимых 0,2–0,4. Время на получение муниципального жилья составляет 4,5 года при норме в 3 года.
   Михаил Евраев, начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы, сообщил, что вступивший 26 октября 2006 года в силу новый закон о защите конкуренции позволяет теперь осуществлять единое антимонопольное госрегулирование. Он обратил внимание на 18 статью закона, которая имеет непосредственное отношение к субъектам естественных монополий. Согласно этой статье, они обязаны отбирать финансовую организацию исключительно в соответствии с процедурами закона о размещении государственного и муниципального заказа. Субъекты естественных монополий, начиная с определенной суммы, должны распределять свои расходы на основе конкурсов и аукционов, которые четко прописаны в законе о госзаказе.
   По словам представителя ФАС, вскоре вступает в силу 75 постановление правительства, которым предписывается, каким образом будут выбираться управляющие компании в жилищной сфере. Цель его – создать реальную конкурентную среду, чтобы «нельзя было выбирать своих». М. Евраев считает, что создается большой пласт новых коммунальных контрагентов, определяются механизмы и гарантии для предприятий коммунального сектора по своевременной оплате услуг новыми управляющими компаниями - гарантии обеспечения обязательств либо в виде банковских гарантий, либо страхования ответственности.
   По словам М.Евраева, на сегодня в жилищной сфере есть две ключевые проблемы - отсутствие конкуренции и финансирования капитального ремонта домов на федеральном уровне. На сегодняшний день эти вопросы никак не отрегулированы. Государство, по его словам, будет в ближайшее время вкладывать средства в строительство нового жилья, а не в капитальный ремонт. Также, считает он, необходимо исключить тарификацию и изменить ныне действующие подходы к концессионным соглашениям.
   В свою очередь Николай Брусникин, первый заместитель председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы», руководитель проектной группы ОАО РАО «ЕЭС России» по мониторингу ЖКХ, считает, что для улучшения состояния систем ЖКХ необходимо развивать новую структуру управления - частно-государственное партнерство - с четким распределением обязанностей в области консалтинга и управления, аренды и концессий.
   Основной поток инвестиций в сферу ЖКХ, считает он, рациональнее всего направлять на модернизацию сетей и генерирующих мощностей( в размере не менее 0,5 трлн руб.) и на полное восстановление объектов коммунальной инфраструктуры (не менее 1,5 трлн руб.).
   По мнению Н. Брусникина, условия успешного реформирования сферы ЖКХ основаны на устойчивости экономических отношений и их независимости от политических обстоятельств.
   ИА "Альянс Медиа"