27.11.2006 Кредитование малого бизнеса в России приобретает массовый характер Основным локомотивом развития любой экономики являются предприятия малого и среднего бизнеса. Их доля во внутреннем валовом продукте Германии, Великобритании и США составляет до 50%, Японии - от 50 до 55%, Италии - до 60%. В России подобные показатели в несколько раз ниже мировых. Во многом это связано с тем, что заемные средства в России дороги. Однако в последнее время наметилась явная тенденция по созданию благоприятных условий для кредитования малого и среднего бизнеса. Банки уже конкурируют за возможность предоставлять долгосрочные кредиты именно "малышам". Еще 10-15 лет назад подавляющее большинство предприятий в России находилось в собственности государства. Становление институтов рыночной экономики привело к появлению малого и среднего бизнеса, для которых важным фактором развития является получение доступных кредитных ресурсов. Основными механизмами финансирования этих секторов бизнеса являются государственные, региональные и специальные банковские программы. При этом только за 2005 год объем рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовым предприятиям и организациям, вырос, по данным Центрального банка РФ, на 28,3%. Всего же прирост займов малому бизнесу в 2005 году находился на уровне 40-50%. И есть все основания полагать, что к следующему году эта тенденция сохранится. Подобные показатели свидетельствуют о крайне выгодной экономической конъюнктуре, складывающейся на рынке выдачи кредитов малому бизнесу финансовыми организациями. На этом рынке представлены и московские, и региональные банки. При этом наибольший объем кредитов приходится на крупные – такие, как Внешторгбанк, Банк 24.RU и Сбербанк. Остальные центральные финансовые структуры в основной своей массе уступают региональным банкам, прочно обосновавшимся в первой десятке. Что касается ставок по займам, то они зависят не только от того, является ли банк столичным или региональным. Их размер и условия скорее определяют политика и общая финансово-экономическая ситуация в том или ином регионе. Хотя со временем весьма возможно создание трех наиболее представительных сегментов рынка: всероссийского, межрегионального и местного. Помимо этого, возможны существенные изменения отраслевой структуры кредитования малого бизнеса и некоторая диверсификация крупных и мелких финансовых учреждений по срокам предоставления займов. В первую очередь это связано с активной государственной политикой в сфере стимулирования современных высокотехнологичных отраслей, таких как связь, производство электронного оборудования, а также повышения уровня переработки российского сырья в таких отраслях, как деревообрабатывающая промышленность и ряд других. Сейчас наиболее активно кредитуются торговые предприятия, которые зачастую просто вынуждены брать займы даже под высокие проценты для покрытия кассового разрыва. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно будет увеличиваться доля кредитов, выданных обрабатывающим и строительным предприятиям. Это коснется как крупных московских, так и мелких региональных банков. Хотя рынок кредитования малого бизнеса еще только начинает формироваться, значительное число финансовых структур, как московских, так и региональных, начинает конкурировать между собой. При этом региональные, уступая крупнейшим московским, в основном обгоняют средние московские кредитные организации. Возможно, это связано с тем, что в Москве многим банкам выгоднее развивать потребительское кредитование, а не финансировать малый бизнес. Что касается уровня процентных ставок как одного из основных элементов конкурентной политики на рынке, то он достаточно сильно варьируется. В большинстве случаев финансовые учреждения его снижают при увеличении размера заимствований. По срокам в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты до года. Особенно характерно это для местных банков, которые будут расширять охват и активно сотрудничать с теми малыми предприятиями, которые ранее не использовали займы как источник финансирования. У крупных финансовых структур, прежде всего московских, распределение кредитов до года и от года до 3 лет будет со временем становиться несколько более равномерным. И это неслучайно, поскольку, проводя более консервативную политику работы с малым бизнесом в регионах, они будут накапливать большее число постоянных клиентов, которые со временем станут брать более крупные займы на большие сроки. На сегодняшний же день 42,1% общего объема кредитов выдается на срок от 6 месяцев до 1 года. Так или иначе, лидерство в российском банковском деле будет в значительной степени обусловлено тем, насколько большой у финансовых структур портфель кредитов, выдаваемых малым и средним предприятиям. Поскольку в том числе и от этого зависят устойчивость экономического роста в нашей стране и его ориентация на высокотехнологические отрасли. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Версия в Питере" |