12.12.2006  Петербург - инвестиционный оазис для стартовых проектов в России?

   По данным Американской торговой палаты России, объем административных барьеров на пути иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2006 году значительно снизился. В таком ракурсе Петербург теперь предстает инвестиционным оазисом или зоной минимального риска для реализации стартовых проектов в России.
   Уже есть примеры, когда первый офис в РФ иностранные компании открывают именно в Петербурге, а затем с завоеванного плацдарма разворачивают наступление на столичный рынок. Именно благодаря таким проектам у столичных дилеров появилась иллюзия экспансии петербургского капитала в Москву.
   На самом деле финансовые потоки берут корни за рубежом. Просто сменился их вектор: раньше сначала столбили площадку в столице и только потом начинали проникать в российские регионы. Сегодня сначала выбирают площадку в Петербурге.
   Это показывает масштаб изменений, которые произошли в Петербурге в этом плане за последние два года. До этого исследования, которые проводились консультантами Всемирного банка в рамках проекта FIAS в России, давали не слишком утешительные результаты: по ряду показателей, свидетельствующих о силе административных барьеров на пути инвесторов, Петербург проигрывал ряду субъектов СЗФО: Ленинградской, Новгородской и Калининградской областям.
   Ранее основная доля жалоб предпринимателей, по данным FIAS, была на недостаточную прозрачность процедур доступа к земельным ресурсам, получению налоговых льгот и госрегулированию в сфере новых проектов.
   Иностранные предприниматели обращали внимание на непредсказуемость инвестклимата в Петербурге. Если перевести эти обтекаемые формулировки на понятный язык, то речь шла о предвзятости чиновников в применении законодательства и навязывании бизнесменам монополизированных “консультационных” услуг, которые сильно смахивали на взятки.
   Сейчас, судя по исследованиям Американской торговой палаты России, отмечается снижение доли обращений иностранных инвесторов к городским правительственным структурам в общих затратах времени и средств при реализации проектов. Это достигнуто отчасти благодаря тому, что инфраструктура власти теперь позволяет все чаще апеллировать непосредственно к закону, чтобы обходить искусственные преграды, которые пытаются создавать чиновники.
   Кроме того, предприниматели могут опираться на те положения, которые появились благодаря кластерной модели развития экономики Петербурга. Есть также и ряд других факторов, способствующих тому, что практика преодоления административных барьеров оказалась лучше, чем прогнозы зарубежных консультантов.
   Из них видно, что часть проблем, которые приходится решать бизнесу, остается. Слишком долго ждать разрешений на получение земли, обременительно вести строительство объектов недвижимости, слабо поощряется конкуренция.
   Позитивные изменения свидетельствуют о проявленной политической воле правительства Петербурга в снятии части административных барьеров, утверждает исполнительный директор представительства АТП в России Мария Чернобровкина. Однако их уровень почти не снижается на уровне федеральных ведомств.
   Все эти выводы относятся к реализации крупных инвестпроектов. Малый бизнес пока смягчения административных барьеров практически не ощущает.