14.12.2006 Государственное инвестирование затронет малый бизнес В среду, 13 декабря, в "Президент-отеле" состоялась конференция "Государственные инвестиции в России", организованная компанией "Финансовый мир", Российским cоюзом промышленников и предпринимателей (РСПП) при поддержке Ассоциации региональных банков и информационно-аналитического портала FundsHub.Ru. Открывая конференцию, первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков Александр Мурычев подчеркнул актуальность темы конференции в условиях стремительного устаревания отечественной инфраструктуры, недостатка квалифицированных кадров практически во всех отраслях и материальных ресурсов у малых и средних компаний. В сложившейся ситуации требуется активное участие в экономике государственных инвестиций, заключил А.Мурычев. Заместитель председателя банковского комитета Госдумы, член Национального банковского совета Анатолий Аксаков не согласен с накапливанием средств в cтабфонде и инвестфонде: "Лучше бы отдать эти деньги бизнесу в виде снижения налогов, - считает он. - Он распорядился бы этими средствами более эффективно. Такое решение работало бы на абсорбирование денежной массы, то есть деньги бы оставались в российской экономике". Но раз путь избран, то "лучше бы пустить аккумулированные средства не на потребление, а на инвестирование в стратегические проекты", уверен А.Аксаков. По его словам, в бюджете 2006 года доля госинвестиций составляла 2,6%, в 2007-ом году она составит 2,7%. В то же время объем средств инвестиционного фонда, составляющий в этом году сумму в 70 млрд рублей, планируется увеличить почти в три раза, до 190 млрд руб. Особенно зампред банковского комитета ГД Рф рассчитывает на скорое создание Российской корпорации развития, которая, по его словам, "будет заниматься кредитованием как крупных инфраструктурных программ, так и проектов МСБ". Банк Развития, который войдет в корпорацию в качестве главного системного элемента, будет не единственным, но стратегическим инвестором, деля финансирование с коммерческими банками. В его функции (что соответствует повсеместной зарубежной практике) войдет отбор наиболее многообещающих проектов и контроль возврата средств. А.Аксаков назвал заблуждением мнение об отсутствии в России эффективных проектов, приведя опыт ранних 90-х гг., когда он лично участвовал в отборе региональных проектов и фиксировал результаты: "Ни одного невозврата отпущенных средств в то непростое для экономики время не было!" - сообщил депутат. Но одного Банка Развития для успешного финансирования недостаточно, считает он. В банковском комитете ГД РФ создано несколько рабочих групп, занимающихся решением таких проблем, как залог и банкротство, налогообложение и ипотека. А.Мурычев поддержал выступление А.Аксакова тем, что вменил в обязанности государству не только снижать налоги, но и стимулировать банковскую систему страны, слабости которой, по мнению А.Мурычева, заключаются в недостаточном фондировании, низкой капитализации и отсутствии дешевых долгосрочных ресурсов. "Простое увеличение инвестиционной доли в бюджете проблему, конечно, не решит: деньги будут потрачены неэффективно, - заявил А.Мурычев. - Без механизмов, делающих инвестирование прозрачным и подконтрольным, не стоит и браться за инвестирование". Александр Мурычев выделил два противоборствующих на властном уровне подхода к инвестированию: либеральный и государственный. Первый считает государство неэффективным собственником, второй признает частный бизнес неспособным отстаивать интересы общества. Решение конфликта, по мнению А.Мурычева, состоит в синтезе крайностей, объединении их в единую стратегическую позицию на основе баланса интересов. РСПП, сказал А.Мурычев, относится к проблеме вовлечения пенсионных денег в коммерческий оборот "осторожно". Той же самой позиции придерживается РСПП, по словам А.Мурычева, и в отношении страхования вкладов. РСПП поддерживает создание в России фондов-эндаунтментов, предназначенных для инвестирования учреждений культуры, образования и науки. Закон об эндаунтментах, по словам А.Мурычева, будет принят не позже 2007 года. Переходя с общефедеральной проблематики на региональную, А.Мурычев обозначил принципиальную позицию, возобладавшую в правительстве по отношению к инвестиционной деятельности государства в регионах: поддержка "сильного, а не слабого". При ликвидации диспропорции в развитии регионов даже в самых депрессивных суъектах РФ, следует, по мнению А.Мурычева, в целях эффективного расходования средств на проекты поддерживать "лучших из худших". Организуемая сейчас сеть "региональных банков развития" должна, по словам А.Мурычева, быть неподконтрольной Центробанку РФ и не должна работать с населением. Эти целиком правительственные учреждения должны аккумулировать средства "ради будущего", во избежание экономических провалов вследствие внезапного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Большие надежды зампред банковского комитета ГД РФ возлагает и на создающееся Агентство по рефинансированию кредитов для малого бизнеса. Роль государства, заключил А.Мурычев, в свете зарождающихся процессов диверсификации отечественной экономики, должна быть более активной. ИА "Альянс Медиа" |