01.01.2007 Разрабатывается законопроект о микрофинансовых организациях Уходящий год внес много серьезных изменений в микрофинансовый сектор России. В результате импульса, вызванного во всем мире 2005-м Международным годом микрокредитования ООН, Правительство РФ инициировало разработку проекта закона о микрофинансовых организациях, говорит президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. В ответ на пожелание рынка Центробанк начал работу по упрощению деятельности небанковских депозитно-кредитных организаций. Появляются микрофинансовые банки и одновременно усиливается интерес мощных универсальных банков к микрокредитованию. Всего за один прошлый год клиентская база МФО выросла в полтора раза, портфель займов увеличился почти вдвое. Именно займов. Упоминание кредитов не вполне корректно, говорят в Российском микрофинансовом центре, потому что деятельность кредитных кооперативов (КК), кредитно-потребительских кооперативов граждан (КПКГ), сельских кредитно-потребительских кооперативов (СКПК), государственных и частных фондов поддержки малого бизнеса не подпадает под банковское законодательство. Хоть кооператив и называется кредитным, но выдает он займы. “Минимальный потребительский заем может быть, особенно к началу учебного года, на одну тысячу рублей, - портфель купить ребенку. Максимальный предпринимательский кредит - до 300 тысяч рублей. Дальше начинается банковский продукт, - поясняет один из руководителей РМЦ Риго Овчиян. - Это для столичных жителей, такие суммы могут показаться "смешными". В глубинке, где не развита банковская инфраструктура, кооператив, своего рода касса взаимопомощи, помогает и подняться, и, что называется, раскрутиться, и оперативно выбраться из острой ситуации”. Анализ показывает основную направленность займов на пополнение оборотных средств, реже на инвестиции. Микрофинансирование востребовано в малых городах, райцентрах, селах. Причем во всех субъектах Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в стране действуют более тысячи микрофинансовых организаций разных форм. Их число растет. В 2005 году емкость рынка микрофинансирования оценивалась в 15-17 миллиардов рублей по займам, а по привлекаемым сбережениям - более 13 миллиардов. В так называемых депрессивных регионах активная часть населения воспринимает микрофинансирование как лучшее лекарство от бедности. Вот один из примеров. Офицер, выйдя в запас, не имел другого капитала, кроме жены, двух детей и трехкомнатной квартиры. Взял в МФО 5 тысяч долларов и купил линию по производству пельменей. Погасил займ и взял снова. Затем еще раз. После этого он стал солидным банковским клиентом. Сейчас бывший военнослужащий владеет тремя крупными предприятиями по выпуску пельменей в России и колбасным заводом в Венгрии. Банковское сообщество лояльно относится к микрофинансовым организациям, понимая, что рано или поздно большинство из почти 400 тысяч участников микрофинансирования станут их постоянными клиентами. Иметь дело с новичками в бизнесе, не имеющими ни залога, ни кредитной истории - ничего кроме идеи и желания заниматься предпринимательством, не банковское это дело. В МФО даже бизнес-план не спросят. Ссудят деньгами в день обращения хоть на месяц, хоть на две недели. Ларечнику, ремесленнику небольшие суммы на короткий срок так же необходимы, как "олигархам" многомиллиардные заимствования. А тут всего-то ассортимент расширить, запасы пополнить в торговой точке либо сырье выгодно прикупить для мастерской. МФО выступают в роли инкубаторов для универсальных коммерческих банков. Было бы наивно считать микрофинансовые организации некими богадельнями. С заемщиков взимаются проценты гораздо круче банковских. Только так могут они развиваться и привлекать сбережения на выгодных для вкладчиков условиях. За 2005 год этот рынок вырос у МФО в 2,8 раза. Больше половины средств выдается на предпринимательские нужды, а возвратность их лучше, чем в банковском секторе. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты" |