26.12.2006 МЭРТ: в 2006 г. правительство занималось привлечением инвестиций в экономику В 2006 году правительственной комиссией было одобрено 9 крупных проектов, претендующих на финансирование за счет средств инвестиционного фонда. Об этом напоминает Минэкономразвития РФ в своем годовом отчете, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ. В список включены следующие инвестпроекты: 1) Комплексное развитие Нижнего Приангарья; 2) Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск; 3) Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области; 4) Строительство платной автомагистрали Западный Скоростной Диаметр в Санкт-Петербурге; 5) Строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 15 - 58 км; 6) Строительство нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск; 7) Строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге в рамках развития Волго-Балтийского пути. 8) Строительство платной автодороги Краснодар-Абинск-Кабардинка; 9)Строительство платной автодороги М-4 "Дон" от Москвы до Новороссийска на участке 21-117 км и 330-464 км. Еще один проект - строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и юго-западе Ростовской области - был принят за основу. Данный проект должен быть доработан и повторно рассмотрен Правительственной комиссией. 30 ноября 2006 г. председателем Правительства Российской Федерации подписано распоряжение об утверждении первых семи проектов, напоминают в МЭРТ. В 2006 году МЭРТ также выступило организатором крупнейшего международного инвестиционного проекта - Х Петербургского международного экономического форума, который прошел 13-15 июня 2006 г. в Санкт-Петербурге. В этом году в Форуме приняли участие более 5 тысяч человек из 50 стран. В рамках форума работали три специализированные выставки: "Новые технологии в ТЭК", "Инновационные достижения", "Инвестиционные проекты". Прошла церемония вручения международной премии "Глобальная энергия". X Петербургский международный экономический форум прошел в обновленном формате и отличался своей практической направленностью. На форуме было заключено порядка десяти соглашений на сумму около 1 миллиарда долларов. В числе подписанных соглашений - соглашение о строительстве в Петербурге автомобильного завода компании "Ниссан". Важным инструментом привлечения инвестиций стали и особые экономические зоны. 6 декабря 2006 г. конкурсная комиссия по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа определила победителями конкурса заявки, представленные администрацией Краснодарского края, правительством Ставропольского края, администрацией Иркутской области, правительством Республики Бурятия, администрацией Алтайского края, правительством Республики Алтай и правительством Калининградской области. Представленные проекты были признаны наиболее интересными и концептуально проработанными, направленными на комплексное развитие туристско-рекреационного потенциала отдельных местностей Российской Федерации. Общий объем финансирования за 20 лет, необходимый для создания этих экономических зон, составит свыше 336 млрд рублей. Доля федерального бюджета, направленная на развитие инфраструктуры, составит 44,54 млрд руб., или 13% от общих объемов инвестиций. Как отмечают в МЭРТ, для успешного экономического и социального развития РФ необходимо создание большого собственного инновационного сектора, где будут разрабатываться и коммерциализироваться новейшие технологии и продукты. Однако в настоящее время российские высокотехнологические инновационные компании на ранней фазе не вызывают интереса у профессиональных инвесторов (венчурных фондов). Не получая финансовой поддержки, новые инновационные проекты не начинаются или закрываются. Повысить интерес инвесторов к стратегически важной для России отрасли можно, снизив их риски и повысив доходность от венчурных инвестиций через ограниченное государственное финансовое участие в венчурных фондах. В этих целях принято постановление "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания", разработанное Минэкономразвития России и согласованное Мининформсвязи России, Минфином России, Минобрнауки России и ФСФР. Российская венчурная компания будет выполнять две основных функции: отбирать наилучшие частные венчурные управляющие компании на конкурсной основе и приобретать паи венчурных фондов, создаваемых ими. Отбор управляющих компаний фонда будет производиться при участии независимых членов совета директоров из числа лиц, имеющих большой опыт работы в венчурной индустрии, и по конкурсной процедуре, принимаемой Правительством Российской Федерации. Благодаря наличию четких правил отбора и участию независимых экспертов с безупречной репутацией Российская венчурная компания должна быстро приобрести доверие и популярность у инвесторов и управляющих, считают в МЭРТ. Размер каждого венчурного фонда, создаваемого с участием Российской венчурной компании, ограничен суммами от 600 миллионов до 1,5 миллиардов рублей, что позволит гарантировать достаточную диверсификацию портфеля фонда. Оптимальное количество фондов, которые необходимо создать в рамках данной программы, составляет от 8 до 12, что позволит не допустить монополизации венчурного капитала, одновременно не создав его избыточности в высокотехнологическом секторе экономики. Таким образом, необходимый для деятельности Российской венчурной компании капитал оценивается в 15 миллиардов рублей. Финансовое участие Российской венчурной компании в венчурных фондах будет ограничено объемом 49% от средств фонда. Остальные - 51% - будут предоставлены частными венчурными инвесторами. Таким образом, руководство фондом будет принадлежать частным инвесторам, а Российская венчурная компания сохранит необходимый контроль над целевым назначением венчурного фонда. Деятельность Российской венчурной компании в течение нескольких лет позволит существенно увеличить объем венчурных инвестиций и содействовать созданию первых историй успеха российских высокотехнологических компаний, считают в МЭРТ. Важным итогом уходящего года в МЭРТ также считают одобренный на заседании правительства РФ 14 декабря 2006 г. законопроект "О банке развития". Законопроект направлен на создание в Российской Федерации крупного института развития - государственной корпорации "Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации (Внешэкономбанк России)". Целью создания Банка развития является стимулирование экономического роста и обеспечение развития экономики РФ путем содействия повышению эффективности инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, развитию производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса. Создание Банка развития планируется осуществить на основе трансформации Внешэкономбанка СССР с учетом имеющегося у него потенциала - уровня капитализации, действующей организационной структуры, имеющегося международного имиджа, накопленного опыта проведения сложнейших кредитных и финансовых операций. Деятельность Банка развития будет состоять в: - организации среднесрочного (более 5 лет) и долгосрочного (более 10 лет) финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации; - организации финансирования и обслуживания государственных инфраструктурных и инновационных инвестиционных проектов; - содействии привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, формировании позитивного имиджа Российской Федерации за рубежом; - развитию и совершенствованию механизмов финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации; - обеспечении финансовой поддержки и реализации экспортно-импортной политики Российской Федерации; - участии в реализации программ поддержки приоритетных отраслей и секторов экономики Российской Федерации, включая поддержку малого и среднего бизнеса; - содействии развитию финансовых рынков. Банк развития будет создан за счет имущества Российской Федерации и будет полностью контролироваться государством на всех этапах его формирования и функционирования. |