16.03.2007  Иркутская область: реализуется законодательная поддержка инвестдеятельности

   В ходе 4-го Красноярского экономического форума, который состоялся в конце февраля, экспертами был сделан вывод о постепенном перемещении инвестиционной активности крупных компаний на восток, в частности, в Красноярский край и Иркутскую область. На вопросы газеты «Континента Сибирь» о возможности привлечений инвестиций и выстраивании отношений с крупными бизнес-группами ответил глава администрации Иркутской области Александр Тишанин.
   В.: Одним из главных вопросов, обсуждаемых на форуме, стала возможность привлечения инвестиций в экономику сибирских регионов. Как в связи с этим вы оцениваете ситуацию в Иркутской области?
   
О.: Объем привлеченных инвестиций в экономику области вырос на 37% к уровню 2005 года. Это является серьезным показателем того, что Иркутская область стала привлекательной во всех отношениях. Нам удалось за 2006 год увеличить число как крупных, так и малых предприятий на 2,5 тыс. В два раза снизилась нагрузка на одно вакантное место: если в 2005 году на одно вакантное место приходилось 3,5 человека, то в 2006 году — 1,7 человека.
   Кроме того, необходимо добавить, что финансовый рейтинг Иркутской области в настоящее время остается стабильным и составляет «В+» по оценке Standard & Poor’s, что влияет на формирование положительного имиджа региона. На повышение инвестиционной привлекательности области работают и организация форумов, конференций, выезды на территории других субъектов. Существует проект создания в Иркутской области венчурного фонда, который реализуется на базе ИркГТУ и технопарка.
   Что касается законодательной поддержки инвестиционной деятельности, то она осуществляется по нескольким направлениям. У нас действует областная целевая программа поддержки предпринимательства. Сегодня работаем над областным законом о поддержке предпринимательской деятельности. Аналогичный нормативный акт действовал и раньше, но сейчас разрабатываем новый, который в большей степени соответствует реалиям времени. Там будет предусмотрена возможность предоставления льгот хозяйствующим субъектам в части налогов, зачисляемых в областной бюджет.
   Предполагается продолжить выделение средств из бюджета области на поддержку предпринимательства. Сегодня действует областная целевая программа поддержки малого бизнеса. В прошлом году в рамках реализации этой программы было выделено 15 млн рублей. На поддержку сельского хозяйства за счет реализации всех соответствующих программ планируется направить более 1,2 млрд рублей.
   Если говорить о привлечении инвестиций в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, то она и так законодательно обладает льготами и преференциями. Это налог на прибыль, на имущество, на землю. Так как господдержка оказывается по многим направлениям, то общую сумму указать очень сложно, но она составит в 2007 году более 2 млрд рублей.
   В.: Как сейчас идет реализация проекта ОЭЗ?
   
О.: Из 28 регионов, участвовавших в конкурсе, Иркутская область оказалась в числе семи регионов, которые удовлетворили требованиям к ОЭЗ. Текущий год мы будем заниматься проектированием ОЭЗ. Планируем построить там порядка 28 гостиниц, около 1000 домов. Так как мы хотим, чтобы люди могли отдыхать круглый год, то активно будем развивать направление делового туризма, когда наряду с экскурсиями, отдыхом человек мог бы одновременно принять участие в симпозиумах, конференциях. Общая цифра инвестиций в ОЭЗ составит порядка 10 млрд рублей. Уже есть иркутские и федеральные компании, которые готовы претендовать на статус резидентов ОЭЗ. Организацией всей работы займется специально созданная дирекция.
   В.: Если вернуться к инвестиционным процессам в регионе, то насколько значимое место занимают соглашения с крупными бизнес-структурами, действующими на территории Иркутской области?
   
О.: Эта форма работы с бизнесом уже проявила себя с положительной стороны. В данных соглашениях прописываем определенный объем отчислений в региональный и местные бюджеты; определяем ряд моментов, связанных с выполнением социальных обязательств, коллективных договоров, социальных программ. Мы не отдаем приоритет какой-то одной компании или группе компаний на территории области, одинаково относимся и к РУСАЛу, и к СУАЛу, и к «Мечелу». Такие соглашения подписаны Иркутской областью практически со всеми финансово-промышленными группами, за исключением компании РУСАЛ. С РУСАЛом соглашение будет подписано уже в рамках объединенной компании «РУСАЛ-СУАЛ».
   В целом это позволяет определить цивилизованные правила ведения бизнеса. Например, сегодня мы говорим о необходимости углубленной переработки леса. За 2005 год в Иркутской области было нелегально заготовлено порядка 3–3,5 млн кубометров леса. Даже по минимальной цене это составляет около 5 млрд рублей. Административными мерами, которые сейчас реализуются на территории области, мы создаем условия, при которых будет выгодно перерабатывать древесину, то есть увеличивать добавочную стоимость, зарабатывать дополнительные деньги. Число экспортеров за год сократили почти в три раза, за два первых месяца 2007 года вдвое увеличили переработку леса. Сформировав лесные терминалы, легко можем контролировать любой из складов на предмет легитимности происхождения леса, смогли провести первые лесные биржевые торги.
   Соглашения с ФПГ дают региону многое, так как накладывают определенные обязательства как на администрацию области, так и на саму ФПГ и ее предприятия. Обеспечивается взаимная ответственность. И это, видимо, самое главное. Поэтому будем и дальше продолжать практику таких отношений.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"