06.04.2007  "России сейчас нужны не деньги, а равноценный обмен идеями"

   Представительство Всемирного банка (ВБ) в России меняет руководителя. Директор и постоянный представитель ВБ в России Кристалина Георгиева, которую с апреля заменяет на этом посту новый директор Клаус Роланд, рассказала «Коммерсанту» о причинах своего оптимизма в отношении экономики России и о том, что, с ее точки зрения, изменилось в стране с 2004 года.
   В.: Вы завершаете свою миссию в России. Насколько изменилась ситуация в стране за время Вашего пребывания?
   
О.: Три года, которые я провела в России, - не очень длительный срок. Однако эти годы были весьма динамичными. Произошло много позитивных изменений. Главными из них, на мой взгляд, являются три. Прежде всего, на это время пришелся значительный экономический подъем. Сегодня валовой внутренний продукт России уже в районе $1 трлн, и темпы роста устойчиво высоки.
   Второе важнейшее изменение - экономический рост улучшил жизнь миллионов людей, предоставил им новые возможности. Сформировался и укрепился средний класс. Это означает не только повышение платежеспособности людей и формирование устойчивого внутреннего спроса, но и более оптимистические ожидания населения. Люди верят в себя и верят в будущее, чего три года назад не наблюдалось.
   И третьим позитивным фактором стало то, что, получая значительные доходы от благоприятной внешней конъюнктуры, Россия все же нашла в себе силы сохранить высокую макроэкономическую дисциплину. Страна сумела избежать серьезного искушения безответственно потратить эти деньги. В результате доверие внешних инвесторов к России возросло и продолжает оставаться на высоком уровне. Мы видим, как сегодня в условиях стабилизации мировых цен на сырье и, соответственно, стабилизации экспортных доходов российской экономики, сохраняется положительная динамика. Инвесторы не менее оптимистически относятся к российской экономике, как свидетельствуют высокие темпы роста инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций. Профицит платежного баланса страны остается значительным - приток внешнего капитала в значительной мере компенсирует отсутствие прежнего стремительного роста цен на сырье.
   В.: Как известно, Всемирный банк отслеживает макроэкономические показатели стран-участниц. Как Вы оцениваете показатели России?
   
О.: Макроэкономические показатели России позитивные и довольно устойчивые. В 2007 году мы ожидаем сохранения темпов экономического роста в России практически на уровне 2006 года, в районе 6%-6,5%. В отношении инфляции мы полагаем, что ее сокращение, достигнутое в прошлом году сохраниться, и инфляция скорей всего будет меньше 10% с тенденцией к дальнейшему снижению. Мы также ожидаем, что продолжится процесс сокращения безработицы.
   Теперь об областях, которые, по нашему мнению, являются проблемными и потребуют внимания в 2007 году. Мы полагаем, что нужно сосредоточить больше усилий на улучшении конкурентной среды для бизнеса и предпринимательства, а также на более высоких стандартах корпоративного управления.
   Все более остро для российского бизнеса стоит проблема количества и особенно качества рабочей силы. Мы знаем, что в условиях устойчивого подъема возрастает потребность в квалифицированных кадрах. И мы уже слышим от потенциальных инвесторов, что для реализации проектов им сегодня не хватает рабочих рук, квалификация которых отвечала бы рыночным требованиям.
   В России очень динамично развиваются те отрасли, которые ориентируются на быстро растущий спрос на внутреннем рынке: строительство, торговля, финансовые услуги. Также хорошо развиваются отрасли, где продолжается процесс структурной трансформации. Например, пищевая промышленность. Были сделаны серьезные инвестиции именно в модернизацию пищевой промышленности, и теперь они приносят плоды. Также можно назвать автомобилестроение – развитие идет за счет привлечения иностранных инвестиций и строительства заводов по сборке автомобилей. Развивается и высокотехнологичный сектор, хотя и медленнее, чем хотелось бы.
   Стало очевидным, что на рынке труда дефицит квалифицированных кадров для дальнейшего развития этих отраслей. А это значит, что необходимо уделять внимание реформе образования, а также внимательно следить за развитием процесса миграции. В среднесрочной перспективе экономически активное население в российской экономике должно сокращаться. Мы подсчитали, что для полной компенсации этого сокращения Россия должна была привлекать около миллиона мигрантов каждый год, что существенно превышает существующие оценки, даже с учетом нелегальных мигрантов.
   В.: Если посмотреть на доходность размещаемых Минфином РФ облигаций федерального займа (ОФЗ), то можно определить, что Минфин планирует уже с 2008 года инфляцию в России на уровне 7%-8% годовых. А Всемирный банк согласен с такой оценкой?
   
О.: Это вполне реально. Поскольку при стабилизации мировых цен на сырье уменьшилось давление избыточных денег на экономику России, которое являлось серьезным инфляционным фактором в период роста цен. Кроме того, мы не ожидаем существенного увеличения объемов экспорта. Инфляционное давление со стороны внешних рынков серьезно ослабло. К тому же российское правительство накопило богатый опыт борьбы с инфляцией, которого у него не было еще три года назад.
   Этот опыт ценен не только в российском, но и в мировом масштабе. Поэтому при сохранении выбранного курса на борьбу с инфляцией ее снижение вполне возможно. В 2006 году мы ориентировались на инфляцию в 10% годовых. Далее снижение темпов инфляции будет, вероятно, более плавным. Конечно, сегодняшние планы по значительному ежегодному повышению тарифов в сфере ЖКХ ограничивают возможности для очень резкого снижения темпов инфляции.
   В.: Ожидается ли в 2007 году дальнейший рост инвестиций?
   
О.: Существует три важных фактора, которые могли бы способствовать увеличению потока инвестиций. Во-первых, это дальнейшая работа по совершенствованию механизмов частно - государственного партнерства (ЧГП). Правительство России сделало достаточно много для создания адекватной правовой среды в области ЧГП. Был создан Инвестфонд, который работает в направлении поддержки больших проектов, особенно в области модернизации инфраструктуры. В 2007 году начнется реализация некоторых из этих проектов. Очень важно, чтобы их реализация была успешной. Ведь опыт ЧГП в мире весьма неоднозначен. Чтобы уровень их доверия к России возрос, нужны примеры удачного осуществления проектов. Это откроет возможности для расширения области использования инструментов ЧГП в деле привлечения инвестиций.
   Вторым фактором является расширение производственного потенциала российского сырьевого сектора. Мы понимаем, что на сегодняшний день ограничение производственных возможностей российских предприятий является сдерживающим фактором в области добычи сырья. Если удастся провести их ускоренную модернизацию и повысить производственный потенциал, то серьезно расширится окно возможностей в области реализации больших проектов. Разумеется, это благотворно скажется и на привлечении как внутренних, так и внешних инвестиций.
   И третий, самый важный в долгосрочном плане фактор – улучшение инвестиционного климата. В последние несколько лет по всей России прошли инвестиционные форумы. Их целью было внедрение проектной культуры, причем не только в Петербурге и Москве, ни и по всей стране. Насколько удачным будет процесс развития других, и не только столичных городов и промышленных центров, насколько успешным будет развитие конкурентной среды в такой большой стране, как Россия, - настолько же успешным в долгосрочном плане будет и процесс привлечения инвестиций.
   Мы ожидаем сохранение положительных тенденций в области инвестиций. Однако не следует останавливаться на достигнутом. Каждый год Всемирный банк проводит мониторинг, оценивает условия для ведения бизнеса в различных странах. По итогам прошлого года Россия поднялась в этом рейтинге на одну строчку, что совсем неплохо. Однако Китай поднялся на 15 строчек. В свете тенденций к глобализации инвестиций, необходимо сравнивать улучшение ситуации в России с динамикой других стран. Если Россия желает сохранять и расширять приток инвестиций, то она должна улучшать инвестиционный климат не просто быстро, но и быстрее остальных.
   В.: А что для этого нужно делать? О.: Совершенно очевидно, где у России преимущества, а где проблемы. Макроэкономические показатели стабильны и улучшаются. По мнению предпринимателей, имеются также улучшения в работе налоговых служб, в налоговом администрировании.
   Серьезных проблем, на наш взгляд, три. Во-первых, нехватка квалифицированных кадров. Во-вторых, проблема коррупции. По этому показателю наблюдается ухудшение. Коррупция мешает не столько большим проектам, сколько малому и среднему бизнесу. Но малый и средний бизнес является основой для экономического роста и для формирования внутреннего платежеспособного спроса населения. Министерство экономики сейчас предлагает регионам создать собственные механизмы для борьбы с коррупцией. Ведь коррупция –не столько федеральная, а скорее местная и даже локальная проблема. Бизнес отмечает рост проблем с лицензированием. Проблемы лицензирования идут рука об руку с проблемами коррупции. Но лицензирование является очень важной составной частью деловой среды. Улучшение процессов лицензирования очень важно для бизнеса. Еще одна проблема, которая, я думаю, никого не удивит – это работа российской судебной системы. Зачастую оказывается, что кредит доверия к судебной системе у российского делового сообщества не очень велик.
   В.: Почему большинство крупных инвестиционных проектов в последнее время инициируются государством, а не бизнесом? О.: Российский бизнес переживает процесс адаптации к быстрому экономическому росту. Например, темпы роста в строительстве выше 10%, в торговле – выше 10%. Такие темпы роста делают честь, в том числе и российскому бизнесу. Это означает, что бизнес приспосабливается к повышенному спросу, работает достаточно активно и не спит.
   С другой стороны, в России пока отсутствует длительная история развития частного сектора. Российский бизнес пока не привык мыслить на далекую перспективу, слишком сильна тенденция к быстрому получению прибыли, и как результат - к краткосрочным проектам. Например, бизнес очень мало вкладывает в подготовку и переподготовку кадров. Видимо, он считает, что, получив дополнительную квалификацию, люди могут потребовать повышения зарплат, а то и вовсе перейти на работу в другие компании на лучших условиях. При этом бизнес замечает проблему нехватки кадров, но почему-то считает, что решать ее должно исключительно государство. Однако, государство не обязано знать, какие именно специалисты нужны тому или иному бизнесу. Если бизнес планируется на долгосрочную перспективу, то желательно, чтобы он сам заботился о кадровом потенциале. К сожалению, этого пока не происходит.
   Обучающие центры имеют сейчас только крупные компании. Или компании в секторах с высоким уровнем конкуренции. Но в целом Россия по показателю отношения числа сотрудников к количеству дней, которые они проводят в центрах повышения квалификации, отстает не только от стран Евросоюза, но и от таких стран, как Индия и Китай.
   В.: Какие программы осуществил Всемирный банк за время Вашей работы в России? О.: Самое интересное для нас в России – расширение объемов работы на региональном уровне и создание инструментов для прямого кредитования регионов Всемирным банком, т.е. кредитования без предоставления гарантий со стороны федерального центра. Мы успешно осуществили первый такой проект с Чувашией, готовятся проекты и с другими регионами России. Теперь у нас в банке есть новая программа по кредитованию регионов в странах с федеративным устройством. В нее уже вложено несколько миллиардов долларов, и она будет и далее развиваться. Этот исключительно интересный и удачный опыт дала Всемирному банку именно Россия, и теперь он будет распространяться по всему миру.
   Успешной можно считать нашу работу в области ЧГП. Всемирный банк является советником руководства Санкт-Петербурга по проекту «скоростной диаметр». Это одно из первых масштабных ЧГП в области инфраструктуры. Осуществление этого проекта позволит распространить ценный опыт на другие регионы. Мы гордимся тем, что у нас есть возможности создать в России институциональные основы реализации инфраструктурных проектов через механизм ЧГП.
   В.: Как относится Всемирный банк к инвестициям и проектам российских компаний за пределами России? О.: Самое интересное в работе Всемирного банка то, что мы по своей сути являемся самым большим финансовым кооперативом в мире: в банке 184 страны-участницы. Работа банка идет по двум основным направлениям. Во-первых, мы поддерживаем структурные изменения экономики стран-участниц. Но не менее важно и второе направление нашей деятельности: мы предоставляем странам-участницам возможности для работы по всему миру.
   Например, мы поддерживаем продвижение российских компаний и российского капитала. Смысл существования нашего финансового кооператива – поощрение стран-участниц к интеграции в глобальные процессы. Мы полагаем, что глобализация открывает новые возможности для всех.
   Например, мы недавно обсуждали с Международной финансовой корпорацией (МФК) и международным агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) программу поддержки инвестиций российских компаний в Африке. МФК - это агентство Всемирного банка по работе с частными компаниями, а название МАГИ говорит само за себя. Понятно, что риски при инвестициях, например, в страны Евросоюза и в страны Африки существенно различны. Мы обсуждали, как минимизировать риски российских компаний. Вероятно, эта программа вскоре будет осуществлена. Партнерство с Россией идет по трем направлениям: во-первых, Россия как акционер Всемирного банка заинтересована в улучшении инвестиционного климата в Африке. Во-вторых, российские компании заинтересованы в получении гарантий Всемирного банка при осуществлении больших проектов. И, в-третьих, они заинтересованы в получении гарантий от МФК и МАГИ для снижения собственных рисков. МФК уже делала совместные проекты с российскими компаниями по продвижению их интересов и инвестиций. Теперь можно использовать этот опыт, подключив еще и МАГИ.
   Когда российские компании выходят с инвестициями за рубеж, для них становятся актуальными те же вопросы, которые задают себе иностранные инвесторы при работе в России: инвестиционный климат, уровень образования населения, проблемы инфраструктуры. Россия играет большую роль в решения вопросов глобального развития, и на сегодня это одно из основных направлений сотрудничества с ВБ.
   В.: Какие Вы видите перспективы сотрудничества Всемирного банка и России? О.: Несколько месяцев назад мы утвердили новую стратегию партнерства Всемирного банка и России. Она преимущественно ориентирована на продолжение работы по улучшению инвестиционного климата и усовершенствование системы государственного управления при решении ключевых социальных вопросов. Роль Всемирного банка состоит в привлечении международного опыта, если он необходим, а также в создании своего рода «трансмиссии» для продвижения проектов. Например, мы работаем по проекту создания особых экономических зон.
   Продолжится и работа напрямую с регионами. Уже есть регионы, с которыми у нас заключены меморандумы о взаимопонимании. Из регионов с большими доходами это Петербург и Ханты-Мансийск, а из регионов с большим потенциалом - Татарстан. Мы обсуждаем также возможность работы с Томском и Чувашией. Кроме того, есть несколько регионов, в которых сложная социально-экономическая обстановка: Южный округ. Мы стремимся реализовать в регионе те программы, которые отвечают его интересам и помогают решать приоритетные для него социально-экономические проблемы.
   В.: Насколько конструктивно взаимодействие российских властей с мировыми финансовыми институтами? О.: Динамика изменений в России приводит к изменениям в стиле работы Всемирного банка не только внутри страны, но и во всем мире. Мы понимаем, что деньги как таковые России не нужны. Но как совладелец нашего финансового кооператива Россия имеет доступ к мировому опыту, накопленному Всемирным банком. И российское правительство это хорошо понимает, а потому наше взаимодействие весьма конструктивно. Сегодня Всемирный банк выступает в качестве источника опыта и знаний, идей и механизмов для реализации проектов.
   Мы не только банк денег, но и банк идей. А идеи всегда более интересны и востребованы, чем деньги. Поэтому и на федеральном и на региональном уровне мы можем найти точки приложения и проекты для сотрудничества. Причем идеи и опыт являются равноценными. Например, мы сейчас реализуем программы в ряде стран с использованием российского опыта реформирования налоговой системы и реформирования системы бюджетных отношений между правительством и регионами. Для Всемирного банка Россия является донором опыта и идей не в меньшей степени, чем финансовым участником.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "КоммерсантЪ"