09.06.2002  Ростов ищет деньги на монорельс.

   Проект ростовской монорельсовой дороги находится на стадии технико-экономического обоснования. Городские власти намерены добиться выделения на него средств из федерального бюджета, а также привлечь частные инвестиции, поскольку городских и областных финансов не хватит.
   Вот уже год умами ростовских транспортников владеет идея монорельсовой дороги, которая бы решила транспортные проблемы города. Напомним, что монорельс – это поезд из одного или нескольких вагонов, катящихся на резиновых шинах по "рельсу" - основанию дороги. При этом поезд как бы обхватывает это основание сверху и с боков.
   Как сообщает Rostov.ru, все началось все с того, что кто-то прочел о такой дороге в газете. Через какое-то время ростовская делегация отправилась в Москву, в теплотехнический институт, который строит сейчас на севере Москвы пассажирский монорельс, связывающий две линии метро.
   Московский монорельс ростовчанам понравился настолько, что вскоре родилась концепция строительства монорельсовой сети в Ростове. Предполагается, что первая линия пройдет из центра города на Северный. Маршрут должен начинаться у центрального рынка, идти по Буденновскому проспекту до Текучева, затем поворачивать на ЦГБ, и, наконец, по проспекту Нагибина устремляться до Орбитальной. Вторая очередь должна соединять центр с Западным, третья – с Александровкой и Сельмашем.
   Первая линия на Северный будет иметь 10 станций. Ходить по ней будут 8-10 поездов, а поездка из конца в конец займет чуть больше 10 минут. Это позволит заменить около 100 автобусов. Дорога пройдет в основном на высоте 4-6 метров, а в некоторых местах – прямо по поверхности земли. По мнению московских разработчиков монорельсовой дороги, трасса первой очереди может быть проложена без особых проблем. Единственное серьезное препятствие – железнодорожный путепровод на улице Нансена.
   Как утверждает начальник городского управления транспорта Николай Лямов, стоимость строительства одного километра монорельсовой дороги составит около 5 млн. долларов. Это в три раза дешевле, чем в Москве. Достигается эта экономия с помощью облегчения конструкций и отказа от гранита и мрамора в отделке станций. Кроме того, в относительно теплом Ростове не собираются строить капитальные станции с зимним отоплением, как в Москве.
   Всемирный банк, финансировавший покупку для Ростова нескольких сотен автобусов, не готов пока поддержать монорельсовый проект. Как заявил его консультант М.Дикерсон, необходимо сначала учесть все возможности и варианты, а потом уже решать: "Если монорельсовая система окажется финансово, экономически и экологически оправданной, то ее можно будет обеспечить одними частными инвестициями. Наличие или отсутствие таких инвестиций и будет проверкой этой системы".
   Стоит отметить, что монорельсовые дороги на Западе не очень популярны. Подавляющее их большинство служит не основным городским транспортом, а лишь средством передвижения на больших выставках, парках развлечений или зоопарках, способом доставки посетителей в торговый центр или пассажиров в аэропорт. Лишь в нескольких городах Японии существуют монорельсы, реально выполняющие функции городского транспорта. Еще один только что построен японской компанией "Хитачи" в столице Малайзии Куала-Лумпуре.
   Сторонники монорельса считают, что такая нераспространенность монорельса вызвана подковерной деятельностью железнодорожных и строительных компаний, которым выгоднее получить гораздо более крупные заказы на строительство мини-жд или метро. Действительно, монорельс строится гораздо проще и быстрее