13.04.2007 "Плач по инвестициям окончен" На состоявшейся 11 апреля в Совете Федерации конференции «Управление рисками и страхование в инвестиционных проектах» выступил председатель Комитета Государственной думы по собственности Виктор Плескачевский. Он отметил, что инвестиционная сделка неизмеримо сложнее торговой, потому что объединяет в себе огромное количество факторов. Из двух видов управления рисками - страхование и хеджирование - последний в России практически не известен, исключая разве что банковскую сферу. Смысл хеджирования заключается в ставках на будущую цену, то есть трейдеры фактически оплачивают свои представления о цене, которая будет определена точно позднее - через полгода или год. В России до сих пор имеют самое приблизительное представление о «контрактах на погоду», заявил В.Плескачевский, тогда как в северной стране огромную роль играют даже 1,5 градуса расхождения со среднесезонной температурой. «Контракты на погоду» изобрел наш соотечественник, оказавшийся в США около двадцати лет назад. Сейчас Россия пытается построить рынок контрактов на нефть, чтобы повысить конвертируемость рубля, однако в мире нефтью уже почти не торгуют: соотношение физических объемов поставок к поставкам по контрактам – один к пятнадцати, в мире действует «рынок производных», то есть контрактных цен. Трейдеры просто задают ценовые ориентиры, поэтому «цена нефти марки BRENT» является на самом деле ценой контрактной, а не реальной. Поэтому нефтяной биржи в России, считает В.Плескачевский, не получится: 70% поставок российской нефти рассчитывается в евротоннах, и нужно учитывать прежде всего не реальную цену нефти, а валютный риск, снижающий ее. Нужны производные на процентную ставку. Введение любого инструмента производных ограничен только мнением профессионалов, которых нужно убедить в том, что этот инструмент интересен участникам торгов. Пока большинство чиновников и компаний не понимают значения производных, однако вскоре критическая масса понимания их значимости может сдвинуть проблему с мертвой точки, завершил В.Плескачевский. Советник председателя Совета Федерации ФС РФ Ирина Рукина назвала предыдущие десять лет «плачем по инвестициям». Высокие риски предыдущего периода развития российской экономики объяснимы, по ее мнению, нестабильностью, в том числе политической. На нынешнем этапе, считает И.Рукина, системную проблему представляет законодательство, и третьи по счёту рекомендации МЭРТ РФ по оценке инвестиционных рисков могли бы сыграть здесь положительную роль. В частности, собираемые в течение полутора лет по регионам инвестиционные проекты не дождались рассмотрения, поскольку методика оценки их рисков так и не выработана. На сегодня и бюджет развития, и целевые программы, и программы инвестиционные, по сути, являются программами капиталовложений, и никакого бюджета не хватит, чтобы реализовать их. «Должен быть запущен механизм реализации частно-государственного партнерства», – заявила И.Рукина. Следует, считает она, прописать всю цепочку действий и связать инвестиционные программы с банками. Что касается уровня частных компаний, им предстоит решить прежде всего вопросы корпоративного управления. Так же не следует забывать и интересы населения в этом процессе. Из всей массы техрегламентов Думой принят лишь один, и для принятия в таком темпе всех регламентов потребуется, следовательно, 160 лет, поскольку в СССР регламентов было около 170 тыс. К системным рискам И.Рукина отнесла и коррупционные. «Плата за вход в проект растет в геометрической прогрессии», - подчеркнула она. Плата за подключение к источникам энергии неоправданно высока, и на пути внедрения малой энергетики стоит один из самых высоких барьеров. Третьим системным риском И.Рукина считает отсутствие мотивации для участников инвестицонного процесса: государственная система не справляется с льготами, но это не значит, что льгот вообще не нужно, напротив, технопарки, технико-внедренческие зоны, кластеры должны развиваться. России нужно обратить внимание на такие сферы экономики, как новые технологии в строительстве жилья, нанотехнологии и медицину, считает И.Рукина, вкладывать следует не только в технику, но и в людей. Заместитель директора департамента корпоративного управления МЭРТ РФ Борис Шенцис посетовал, что государство, создавая условия бизнесу, не учитывает своих интересов. Проблемой является, по его словам, не регулирование, а надзор, но и в регулировании зачастую отсутствуют элементы взвешенной государственной политики. Создать плеяду институтов развития за полтора года было, считает Б.Шенцис, чрезвычайно сложно, и некоторые неудачи легко объяснимы. В частности, проект государственного агентства по страхованию был отвергнут, считает Б.Шенцис, из-за непонимания депутатами его важности, не имеющей никакого отношения к лоббизму. |