25.04.2007  Развитие инноваций в РФ требует увеличения инвестиций

   Россия значительно отстает от ведущих стран мира по уровню развития новых технологий. При этом меры, предпринимаемые государством для развития «экономики знаний», зачастую не приводят к ожидаемому результату. Несмотря на повышение бюджетных ассигнований рост затрат на науку по-прежнему отстает от роста ВВП. Эти и многие другие проблемы, а также поиск путей их решения обсудили в среду, 25 апреля, участники круглого стола «Инновационная политика – фактор экономической безопасности и гарантия стабильного развития РФ», который прошел в Госдуме по инициативе Комитета ГД по безопасности и Комитета ГД по образованию и науке.
   Свое выступление председатель экспертного совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности при Комитете ГД по образованию и науке Сергей Колесников начал с общеизвестного тезиса, что лидирующие позиции в мировом сообществе будут принадлежать странам, развивающим наукоемкие технологии. Однако в РФ за последние 15 лет новые технологии в своем развитии значительно отстали от мировых. Исключением С.Колесников назвал пищевую промышленность и информационные технологии, последние, однако, развиваются в России в основном на основе заимствованных разработок.
   При этом в стране резко снизился уровень инвестиций в развитие новых технологий: в настоящее они время по-прежнему идут преимущественно в сырьевой сектор. Ассигнования на развитие науки составляют немногим более 1% ВВП, 0,7% которых поступают из бюджетных источников. «Это величина, которая не чувствуется», - заявил С.Колесников. Негосударственные же источники незначительны, поскольку в 1991 году был практически разрушен сектор корпоративных исследований, а в последствии для его развития не было обеспечено никаких преференций. В то время как Евросоюз намерен к 2010 году направлять на развитие инноваций более 3,5% ВВП, в России этот показатель к 2015 году планируется довести лишь до 2,5%, чем «закладывается серьезное отставание от мировых тенденций» для нашей страны, отметил С.Колесников.
   Кроме того, в России отмечается и иная структура организаций, проводящих опытно-конструкторские разработки: 90% такой работы приходится на государственных структуры и НИИ, тогда как в мире сложилась противоположная ситуация.
   Негативно складывается в РФ ситуация и с обеспечением науки кадрами: в настоящее время в стране уже в 1,5 раза меньше ученых на душу населения, чем в развитых странах. В структуре национального богатства России на человеческий капитал по-прежнему приходится «несравненно малая» доля – 50%, а также сохраняется ориентация на безвозвратное использование природных ресурсов.
   Законотворческая работа, проводимая в последние годы, не способствовала изменению сложившейся ситуации. Так, 122-ФЗ, разграничив полномочия между разными уровнями власти, едва не уничтожил возможности для развития региональной науки, законопроект об образовательных кредитах, рассматриваемый в настоящее время, предусматривает закрепление выпускников за заказчиками, что, по сути, является возвратом к распределению. Полное вступление в силу IV части Гражданского кодекса «упразднит все существующие законы охраны интеллектуальной собственности». Закон об ОЭЗ «несовершенен», до сих пор не принят «принципиальнейший» закон о саморегулируемых организациях, закон о техрегулировании оказался «слишком жестким» и сейчас совершенствуется. При этом использование новых инструментов, которые должны были бы способствовать развитию инноваций, не приносит ожидаемого результата. Так, инвестфонд «работает на трубы и дороги», тогда как должен был бы развивать индустрию, нацпроекты оказались «чисто финансовыми», а Банк развития ориентирован в основном на реализацию крупных проектов.
   В целом, заключил С.Колесников, РФ сейчас делает лишь первые шаги по развитию инновационной экономики.
   О текущем состоянии инновационной системы России рассказал заместитель директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Евгений Балашов. По его словам, достигнутые успехи в этой сфере носят преимущественно локальный характер. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта не превышает 3%. По экспертным оценкам, доля такой продукции РФ на мировом рынке составляет всего лишь 0,3-0,8%. В то же время ассигнования на научные разработки, по его словам, растут: в 2005 году они составляли 58 млрд рублей, в 2006 году – 76,6 млрд рублей, а в 2007 году составят 100 млрд рублей. Основной источник этих инвестиций – федеральный бюджет, интерес частного бизнеса к развитию инноваций остается невысоким, считает Е.Балашов.
   Спрос на новейшие разработки со стороны реального сектора экономики низок. В стране не создано цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, заявил он.
   Участниками заседания поднимался целый ряд вопросов, связанных с развитием тех или иных секторов экономики с точки зрения внедрения инноваций. Так, по словам заместителя директора департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Сергея Иванова, наибольшую инновационную активность проявляется сфера информационных технологий, на которую приходится 70% всех новых разработок.
   О роли Российской венчурной компании (РВК) в развитии инновационной экономики рассказал начальник отдела развития механизмов частно-государственного партнерства МЭРТ Юрий Амосов. По его словам, РВК не должна является заменой рыночным инвесткомпаниям, но должна выполнить функцию катализатора для развития венчурного финансирования в России. РВК будет направлять средства из своего капитала на однократное финансирование венчурных фондов, которые, в свою очередь, будут предоставлять финансовые ресурсы стартующему бизнесу. При этом венчурные фонды должны будут обеспечить 51% своего капитала за счет частных источников. «РВК будет не ведущим, а ведомым инвестором, хотя на ближайшие годы компания станет крупнейшим, но и не единственным источником ресурсов инновационной экономики», - сообщил Ю.Амосов.
   По итогам работы круглого стола его участники выработали резолюцию, в которой, в частности, Президенту РФ рекомендуется рассмотреть вопрос о создании при главе государства рабочего органа для формирования государственной политики в сфере инновационного развития российской экономики. Правительству РФ, считают участники заседания, следует разработать меры повышения квалификации кадров инновационной сферы экономики, создать систему изучения спроса на инновационные технологии, содействовать развитию новых технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства, а также разработать комплекс мер по предупреждению угроз инновационной инфраструктуре РФ, связанных с невыполнение задач, поставленных в федеральных целевых программах. Кроме того, правительству рекомендуется увеличить финансирование инфраструктуры особых экономических зон и федеральных целевых программ научно-технологической направленности, а также ужесточить ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности. Наконец, органам госвласти субъектов РФ необходимо сформировать стратегии социально-экономического развития регионов с учетом решения задач инновационного развития, считают участники круглого стола.