10.07.2007 УРФО: Банк развития намерен повышать капитализацию регионального рынка Глава Банка развития Владимир Дмитриев заявил о намерении кредитно-финансовой организации «отбирать перспективные для совместной работы региональные банки, входить в состав акционеров этих банков, капитализировать их и развивать их профильный бизнес». Между тем, по мнению финансовых экспертов, не исключено, что таким образом государство пытается вернуть некоторые элементы контроля над региональной банковской системой. Как сообщил в интервью газете «КоммерсантЪ» Владимир Дмитриев, «упор может быть сделан на банки самостоятельные и состоявшиеся, требующие капитализации, поэтому речь может идти о блок-пакетах» или, «возможно, даже о пакетах меньшего размера, но обеспечивающих нам участие в управленческой деятельности». При этом глава Банка развития отметил, что кредитная организация хотела бы купить что-то в Красноярском крае («с учетом того, что мы плотно вошли в проект по освоению Нижнего Приангарья»), а также на Дальнем Востоке («мы уже входим вместе с Банком развития Китая в ряд проектов, которые находятся в предреализационной стадии на Сахалине, например строительство цементного завода, который предполагается построить за счет китайских технологий и оборудования»). «Еще один регион – Урал, где у нас ряд крупных клиентов, например, Уралвагонзавод и его смежники, также мы планируем принять участие в реализации программ развития «Урал Промышленный – Урал Полярный». Это инвестиции в сотни миллиардов рублей, – сообщил Владимир Дмитриев. – Сейчас мы ведем диалог с екатеринбургским СКБ-банком о наполнении конкретным содержанием нашего соглашения о сотрудничестве. Это крупный региональный банк, который во многом сориентирован на бизнес Трубной металлургической компании (ТМК). Но банк не только обслуживает ТМК, но и участвует в ряде нацпроектов – доступное комфортное жилье, туристические и рекреационные зоны, глубокая переработка минеральных ресурсов, высокие технологии и т. д. Банк заинтересован в сотрудничестве с нами, и сейчас мы выстраиваем бизнес по отдельным направлениям». При этом на вопрос войдет ли ВЭБ в капитал СКБ-банка глава Банка развития Владимир Дмитриев ответил: «Пока мы об этом речь не вели, но войти в капитал компаний, которые представляют для нас и для этого банка совместный интерес, – это вполне реально». Кроме того, Владимир Дмитриев подчеркнул, что совместные проекты будут осуществляться на условиях частно-государственного партнерства. «В этом и смысл участия Банка развития. Он обеспечит инвестиции в те инфраструктурные проекты, без которых частный капитал в отдаленные регионы просто не пойдет, – отметил глава Банка развития. – В сферу наших интересов входят Нижнеякутские угольные месторождения, особенно с учетом того, что они подпадают под программу соинвестирования за счет инвестиционного фонда в рамках Корпорации развития Южной Якутии. Мы рассчитываем на то, что пойдет совместный проект с Объединенной промышленной корпорацией по Элегестскому угольному месторождению, где предусматривается строительство почти 400-километровой железнодорожной ветки. Короче, все, что находится за Уралом, для нас представляет несомненный интерес». По мнению аналитиков ИК «Финам», вхождение Банка развития в капитал региональных банков необходимо не только для поддержки инфраструктурных проектов в рамках частно-государственного партнерства, но и для повышения конкурентоспособности по сравнению с западными банками перед вступлением в ВТО. «В настоящее время зарубежные банки скупают наиболее перспективные региональные сети и этот процесс не может не беспокоить государство, – комментирует аналитик «Финама» Игорь Ермоченков. – Такой мощный банк как ВЭБ наряду с ВТБ может поддержать национальную банковскую систему, причем именно в регионах. Столичные банки в отличие от региональных оценены достаточно справедливо». Между тем, как сообщил «УралПолит.Ru» независимый банковский эксперт Александр Трахтенберг, не исключено, что «это попытка вернуть себе некоторые элементы контроля над региональной банковской системой». «В любом случае желание иметь блок-пакеты региональных банков – это не есть хорошо. Хотя в целом на капитализации региональной банковской системы это скажется положительно», – считает эксперт. При этом Александр Трахтенберг отмечает, что в качестве партнеров Банк развития, скорей всего, будет рассматривать первую пятерку-тройку региональных лидеров банковского сектора. «Вкладываться в капитал целесообразно лишь в первую пятерку или даже первую тройку региональных лидеров», – убежден он. Применительно к Свердловской области, по его мнению, это могут быть СКБ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, а также банк «Северная казна» и Свердловский Губернский банк. В целом намерения Банка развития напоминают аналог стратегии Европейского банка реконструкции и развития или Международной финансовой корпорации, которые в настоящее время также активно входят в капитал региональных кредитно-финансовых организаций с последующим поступлением инвестиций в эти территории. «Если брать нашу ситуацию, то Банк развития создавался специально для продвижения определенных коммерческих проектов, где есть явная заинтересованность государства», – подчеркивают финансовые эксперты. Поэтому истинная цель инвестирования Банка развития в региональные кредитные организации пока не совсем понятна. Напомним, что в мае 2007 года президент России Владимир Путин подписал закон «О банке развития», который предусматривает создание государственной корпорации на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития (РосБР) и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк). При этом уставный капитал Банка развития составил 70 млрд. руб., а собственные средства – 100 млрд. руб. Также устанавливается, что капитал банка может быть увеличен за счет дополнительного имущественного взноса РФ или за счет прибыли банка по решению правительства РФ, которое принимается по предложению наблюдательного совета. Как ранее сообщал «УралПолит.Ru», целью создания госкорпорации является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также содействие привлечению иностранных инвестиций и финансовая поддержка экспортно-импортной политики. |