25.09.2007  ЦБ РФ: российские банки опасаются выдавать кредиты

   Российские банки из всех рисков самым значимым считают кредитный. Это показали результаты опроса "О практике стресс-тестирования в кредитных организациях", проведенного Банком России. Всего в опросе участвовали 192 российских банка, в 160 из которых проводится стресс-тестирование, разработанное специалистами ЦБ РФ.
   Как сообщается в материалах ЦБ РФ, из опрошенных банков первое место кредитному риску присвоили 146 банков. Рыночный риск считают самым значимым 11 банков, риск ликвидности - 16 кредитных организаций.
   Кредитные организации рассчитывают кредитный риск в среднем 4 раза в год (6 раз в 2005г.). Количественные методы, позволяющие оценить вероятность дефолта каждого конкретного заемщика, разработаны в 82 банках, распределение заемщиков по их кредитоспособности проводится на основе экспертного суждения в 137 банках.
   При проведении стресс-тестирования банки используют в основном сценарный анализ (152 банка), при этом сценарии формируются как на основе исторических событий (95 банков), так и на основе гипотетических событий (136 банков). Большинство опрошенных банков (158) используют результаты стресс-тестирования при формировании (корректировке) политики управления рисками.
   Отметим, что именно кредиты являются наиболее популярной банковской услугой среди россиян. К такому выводу пришли Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) по итогам августовского опроса россиян.
   По данным социологов, число стремящихся воспользоваться кредитными услугами за год увеличилось более чем вдвое - с 13% до 28%. Цели, ради которых респонденты собираются взять кредит, - это прежде всего покупка аудио-, видео- и бытовой техники, мобильного телефона (6%), недвижимости: квартиры, дома, земельного участка и т. п. (6%), неотложные нужды, ремонт квартиры или дома, приобретение автомобиля (по 4%), покупка мебели, компьютерной техники, образовательные, медицинские услуги (по 2%), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг (менее 1%).
   Доля потенциальных заемщиков выше среди респондентов в возрасте до 45 лет (34-39%), в то время как в возрасте 45-59 лет - 25%, а в группе 60 лет и старше только 7%.
   Доля желающих взять банковский кредит увеличивается с 12% среди респондентов с образованием ниже среднего до 23% в группе со средним образованием. Максимальных значений этот показатель достигает в группах со средним специальным образованием (32%), а также с высшим и незаконченным высшим образованием (36%).