12.08.2002  Пряник для инвестора

   Ведомство Германа Грефа подготовило проект закона о концессиях. Частные компании могут не беспокоиться: о национализации добытого ими сырья в проекте не говорится ни слова. Просто чиновники Минэкономразвития решили привлечь капитал в инфраструктурные проекты, которые сегодня непривлекательны для частных инвесторов.
   Как пишут "Ведомости", законопроект "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" пока не внесен в правительство, но уже прошел первый круг межведомственных согласований. В нем предусмотрено три вида концессионных договоров: собственно концессия, соглашение о разделе продукции и соглашение о предоставлении услуг. Первый дает инвестору исключительное право заниматься определенной деятельностью (например, добычей нефти) на платной основе, получая в собственность продукцию и доходы. Второй подробно описан в действующем законе об СРП, а третий позволяет выполнять услуги за вознаграждение (например, построить для государства аэропорт и управлять им).
   Концессия может применяться при недропользовании, при строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог, трубопроводов, морских, речных и аэропортов, линий связи, объектов ЖКХ, сельского хозяйства, гостиниц и пр. Главная идея законопроекта в том, чтобы перевести отношения государства и инвестора из административного в гражданско-правовое поле, говорит один из пропагандистов концессий, зампред думского комитета по бюджету Алексей Мельников. В документе содержатся разнообразные гарантии прав инвесторов. Условия договора, например, могут меняться только по обоюдному согласию сторон (если иное не предусмотрено договором). В отличие от лицензии, которую государство может отозвать в одностороннем порядке, расторгнуть концессионное соглашение в одностороннем порядке государство сможет только в "исключительных случаях". Но тогда казне придется возместить инвестору убытки, включая упущенную выгоду. Юристам международных компаний законопроект нравится. Однако их настораживает то обстоятельство, что предложения Грефа плохо стыкуются с действующим Гражданским кодексом, в котором описан принципиально иной договор коммерческой концессии, стороной которого государство быть не может, - франчайзинг. Путаница может отпугнуть инвесторов.
   У российских корпоративных юристов претензий к законопроекту больше. Некоторые провозглашенные в законопроекте права у компаний уже есть. Например, декларация права на возмещение убытков, причиненных действиями чиновников, повторяет ст. 16 ГК, а право на компенсацию при национализации имущества - ст. 235 ГК, говорит юрист крупной финансово-промышленной группы. Чтобы законопроект стал действительно интересным для рынка, юрист предлагает ввести в него существенные изменения - прописать, например, закрытый перечень оснований, по которым государство сможет расторгнуть договор в одностороннем порядке. В законопроекте говорится также, что если в течение срока соглашения будут приняты федеральные или региональные законы, которые ухудшат коммерческие результаты концессионера, то в соглашение вносятся изменения, которые обеспечат ему ту прибыль, которую он получил бы при первоначальных условиях. Но про срок, в течение которого нужно изменить договор, в документе ничего не говорится, поэтому воспользоваться провозглашенным правом на практике будет сложно, говорит юрист. На вопрос, какой будет концессионная плата и заменит ли она собой часть налогов, рамочный законопроект не отвечает. По словам одного из его авторов, члена экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаила Субботина, этот вопрос будет решаться в главе НК о специальном налоговом режиме для участников концессионных соглашений. Но Минэкономразвития, по словам Грефа, пока не определилось, нужно ли вводить для концессионеров особые налоговые условия.