02.11.2007  Российские банки станут интерактивнее

   Российские банки готовятся к вторжению в виртуальный мир. Ряд крупных кредитных учреждений минувшим летом заказали ведущим российским компаниям масштабные исследования и разработку стратегий интернет.
   Причина этого пробуждения интереса банков к Интернету - рост аудитории Рунета. В России услугами банков более-менее активно пользуются около 35-40 млн человек. И это именно те люди – социально-активные слои, средний класс и выше – которые практически все сейчас уже вышли в Интернет.
   По данным прошлогоднего опроса компании BSMC, почти 89% банковских менеджеров считают Интернет одним из наиболее эффективных инструментов продвижения розничных банковских продуктов. За последние два года сайты окончательно перестали быть для банков модными аксессуарами, став столь же значимым средством общения с клиентами, как допофисы и call-центры. Более того, крупные банки начали объединять свои сайты и телефонные службы в единые контакт-центры, благодаря чему для сайта находится естественное место в структуре банка и в его технологической цепочке.
   Эти трансформации особенно сильно выражены у банков, нацеленных на развитие розницы, в то время, как банки, ориентированные на обслуживание корпоративных клиентов, пока меньше следят за своим интернет-лицом.
   С другой стороны, розничный бум последних лет в России и большое количество - более 1000 - банков повышают в глазах пользователей Интернета ценность универсальных банковских порталов. Конфигурация основных игроков здесь и их специализация – сформировались практически в течение последнего года: портал www.bankir.ru стал традиционным "клубом" сотрудников финансовых учреждений, аналитиков и журналистов, портал www.banki.ru - ориентируется на потребителей розничных банковских продуктов, а портал www.pro-credit.ru предоставляет информацию по всем видам кредитных продуктов. Есть и обратное влияние: высокое качество этих порталов повышает доверие пользователей к информации, получаемой из Интернета.
   По словам аналитиков компании "Ашманов и партнеры", эволюция отношения российских банков к Интернету выглядела так: сначала банки двинулись в контекстную рекламу, а затем занялись серьезным продвижением своих сайтов. Однако здесь значительную конкуренцию им по интересу пользователей составляют тематические порталы. "Значительные объемы баннерной рекламы и рекламных предложений банков на тематических порталах указывают на значительный интерес к ним со стороны кредитных организаций", — отмечают в "Ашманов и партнеры".
   В банках начинают понимать преимущество универсальных банковских порталов над корпоративными. Так, сейчас на многих порталах банковские эксперты отвечают на вопросы посетителей сайтов. Функция такого "банковского просвещения" стала с недавних пор восприниматься участниками рынка намного серьезней.
   Эксперты утверждают, что в скором будущем качество информации станет главным фактором, определяющим место интернет-порталов на финансовом рынке. А пока что "мертвые" ресурсы, на которых клонируются устаревшие базы данных, изрядно портят общую картину российского банкинга в Интернете.
   По данным "ИМА-консалтинг", 25% людей именно в Интернете ищут информацию о банке, на основании которой принимают решения. Особенно это актуально в ситуациях, связанных с выбором кредитов. По словам участников рынка, сейчас уже начались процессы смычки информационных и посреднических бизнесов на кредитном рынке: брокеры и финансовые супермаркеты также приходят к пониманию того, что основным инструментом продвижения становится именно Интернет.
   Качество и простота интернет-коммуникаций, которые могут быть предложены клиентам, приведут в перспективе к тому, что коммуникация брокеров и финансовых супермаркетов с клиентами перейдут в большинстве своем в Интернет. Банкам важно понимать это, поскольку чрезмерные вложения в развитие офисной сети могут оказаться попросту неэффективными.
   Создаются сервисы по интернет-кредитованию, воспользовавшись которым клиент может подобрать подходящий ему кредит, заполнить документы и получить одобрение в банке. Через такой сервис на портале pro-credit.ru клиенты уже отправили кредитные заявки на общую сумму 34 млрд рублей. Почти треть заявок в дальнейшем получает одобрение банков. Такие системы позволяют клиентам экономить время, силы и средства при выборе и приобретении финансовых продуктов, и поэтому будут развиваться достаточно интенсивно.
   Помимо информационной функции Интернет постепенно начинает играть роль и "средство платежа". Тут есть простор для развития: год назад у 65% из 30 крупнейших банков РФ отсутствовала услуга интернет-банкинга для частных клиентов, а у 36% не было ее и для организаций.
   Среди причин - нежелание представителей среднего класса и бизнесменов тратить время на посещение офисов и стояние в очередях вместе с пенсионерами и гастарбайтерами. Некоторые банки внедрили системы, которые позволяют управлять своим счетом не только с компьютеров, оснащенных специальными программами и адаптером (как первых версиях интернет-банкинга), но и через систему "персональных кабинетов" клиентов на сайте банка. А это - принципиальный переворот в продвижении интернет-банкинга: нет дополнительных расходов на освоение интернет-банкинг и появляется доступ к своему счету с любого компьютера. А наличие КПК дает возможность связться с банком всегда и везде.
   Интернет-клиентов в банках становится все больше: о существенном увеличении их числа говорят в Промсвязьбанке, Пробизнесбанке, Петербургском социально-коммерческом банке, "УралСибе" и многих других. Банкиры отмечают, что интернет-банкинг выгоден как клиентам, которые экономят свое время, так и самим банкам, снижающим уровень операционных расходов. Но чтобы интернет-банкинг стал действительно массовым явлением, необходимо сделать сервисы предельно простыми в использовании.
   Принципиальной проблемой остается безопасность, уязвимость банковских сайтов для мошенников и хакеров. Эта уязвимость питает недоверие к интернет-банкингу и сдерживает развитие. Но в целом большинство участников рынка оптимистично оценивают перспективы развития околобанковских интернет-сервисов. Они предопределены развитием интернет-технологий и становлением цивилизованной банковской системы в России.
   И кроме общих закономерностей прогресса в России интернет-развитию способствуют и специфические особенности: гигантские расстояния, которые в принципе исключают возможность создания плотной банковской сети. С учетом того, что создание одного допофиса обходится банку минимум в $150-300 тысяч, о полном покрытии российских территорий говорить не приходится даже лидерам рынка. Таким образом, выход розничных продуктов в Сеть - для банков практически предопределен. Интернет завоюет внимание банкинга не мытьем, так катаньем.