17.11.2007  Александр Хлопонин: инвестиции в транспортную инфраструктуру - не самоцель

   Инвестиции в транспортную инфраструктуру не должны быть для государственных властей самоцелью. Транспорт должен развивать экономику в целом и обеспечивать «ясные мультипликативные эффекты». Об этом заявил на заседании президиума Государственного совета РФ губернатор Красноярского края Александр Хлопонин . По его словам, опыт структурирования крупных инвестиционных проектов в регионе свидетельствует, что каждый рубль государственных инвестиций дает от 6 до 8 рублей частных вложений в проекты.
   В целом, рассуждая о понимании ключевых направлений развития экономики на долгосрочную перспективу, глава Красноярья отметил, что именно с ними должны быть увязаны усилия государства по развитию транспортной инфраструктуры. По его мнению, такое понимание есть. Александр Хлопонин считает, что в современной России сформировались и начинают набирать силу 4 базовых фактора развития с точки зрения экономической географии.
   «Во-первых, развивается пояс нового сырьевого освоения страны. Он имеет тенденцию постепенно сдвигаться по карте на Восток и на Север. Она возникла не в нынешнем и не прошлом столетии – в поисках новых источников сырья Россия всегда двигалась слева направо. Совокупность новых крупнейших сырьевых проектов, которые планируются к реализации крупнейшими недрапользователями, свидетельствуют, что на повестке дня в России новый масштабный шаг на Восток», - подчеркнул глава региона.
   Вторая тенденция, по мнению Александра Хлопонина , формируется вокруг создания на этой уникальной сырьевой базе пояса новой индустриализации, то есть производств второго и третьего переделов. Для Красноярского края, а также для большинства регионов восточной части страны он будет иметь определенную территориальную локализацию. Губернатор считает, что это в основном территория между сырьевыми месторождениями на Севере и расположенными ниже на карте инфраструктурными створами БАМа и Транссиба.
   «Третье. Также важнейшим фактором экономического роста будут оставаться агломерации. Это развитие экономики услуг, высоких технологий, торговли, финансового сектора. Пищевой промышленности и так далее. В европейской части России агломерационные импульсы развития уже доминируют и покрывают значительную часть территории. Однако в центре и на востоке потенциальный пояс агломерации будет четко локализован как 5-6 заметных сегодня городов, расположенных вдоль Транссиба – от Владивостока и Хабаровска до Красноярска и Новосибирска», - заявил Александр Хлопонин.
   Четвертым фундаментальным фактором роста, по определению руководителя края, являются порты. На базе их развития прослеживается тенденция к формированию целых портовых экономических макрорайонов, по крайней мере, на Северо-Западе, Дальнем Востоке и Юге страны. Александр Хлопонин выразил уверенность, что все эти 4 вектора уже сформировались и требуют адресных усилий по развитию соответствующей транспортной инфраструктуры.
   «Ее отсутствие и слабость – сдерживающий фактор для каждого из векторов роста. Именно рост и максимальный темп развития экономики и является целью государственных финансовых и прочих усилий, а также частных инвестиций», - подвел итог Александр Хлопонин .