30.08.2002  У российских мебельщиков появилась идея как конкурировать с IKEA

   Как стало известно газете "КоммерсантЪ", в понедельник Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности представит в правительство предложения о повышении ввозных пошлин на мебель. Очевидно, эти действия направлены прежде всего против крупнейшего импортера мебели – шведской компании IKEA, которая неоднократно добивалась снижения пошлин. Для российских мебельщиков IKEA – серьезный конкурент. В прошлом году объем продаж шведской компании составил $200 млн; по некоторым оценкам, IKEA контролирует до 10% мебельного рынка. И это при том, что до нынешнего года в России работал всего один фирменный магазин. В течение пяти лет IKEA планирует построить еще восемь магазинов. Кроме того, в компании неплохо умеют договариваться с властями. В частности, ей несколько раз удавалось добиться снижения импортных пошли. IKEA также предоставлен статус стратегического инвестора, который позволяет пользоваться льготами при прохождении таможни и налогообложении.
   Первый удар по позициям шведской компании решила нанести Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (она объединяет 73 российских предприятия, на долю которых приходится около 65% производства мебели в России). По сведениям Ъ, в понедельник ассоциация направит в Минфин, Минэкономразвития, Минпромнауки, ГТК и МАП пакет документов, обосновывающих необходимость повышения ввозных пошлин на мебель с 20%, но не менее 0,6 евро за 1 кг, до 20%, но не менее 1,1 евро за 1 кг. Это, по мнению ассоциации, даст отечественным производителям время найти инвестиции и наладить выпуск конкурентоспособной продукции.
   Потребуется на это несколько лет, после чего, считают мебельщики, пошлины можно опять снизить. Кроме того, в ассоциации не согласны с тем, что IKEA имеет статус стратегического инвестора. По мнению мебельщиков, стратегическим инвестором можно считать компании, вкладывающие средства в развитие производства, тогда как IKEA вкладывает $2 млрд в строительство торговых центров, а в модернизацию и строительство мебельных производств – всего $200 млн. При этом в качестве партнеров IKEA выбирает только самодостаточные предприятия, не требующие значительных инвестиций в модернизацию, и предпочитает не заключать долгосрочных контрактов. "Если IKEA и дальше будут предоставлять таможенные льготы, это приведет в тому, что она займет доминирующее положение в секторе дешевой мебели, где в основном работают российские предприятия",– считает гендиректор ассоциации Ольга Гурлева. "Мы не хотим создать барьер для импортеров. Мы не против IKEA. Мы просто хотим равных конкурентных условий",– подытоживает гендиректор АО "МК 'Шатура'" Валентин Зверев. Вопрос о повышении импортных пошлин на мебель должен быть рассмотрен на правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле до конца сентября.