04.09.2002  Россия остается для Запада "неизвестной территорией"

   В минувшем полугодии объем иностранных вложений в российскую экономику составил 8,4 млрд. долларов, однако при этом прямые инвестиции сократились - их объем меньше 1,9 млрд. долларов. Это значит, что все меньше иностранцев хотят у нас открывать предприятия.
   Как заявил в интервью газете "Труд" Тэцуя Учида - глава представительства Японского банка международного сотрудничества, уровень японских инвестиций в Россию никак не соответствует потенциалам стран. Среди 30 тысяч японских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, всего несколько десятков делают свой бизнес в России. Отчасти, по его мнению, это объясняется экономическим спадом в Японии: инвестиционный потенциал предприятий заметно ослаб. Но основная причина в том, что японские предприниматели слабо представляют себе потенциальные возможности сотрудничества с российскими компаниями. Японский бизнес уделяет мало внимания мониторингу деловых возможностей, которые открываются в России.
   Ведь положительной информации мало, зато негативной много, и это делает свое дело, отметил Тэцуя Учида. По его словам, часто мелкие и средние японские фирмы воздерживаются от экономических контактов, прочитав в газете статью о неудачном опыте такого сотрудничества какой-нибудь компании с российским предприятием. Поэтому представители японских деловых кругов предпочитают рынки азиатских стран, где издержки производства значительно ниже, чем в России.
   Чтобы вложить деньги, надо представлять потенциал региона. Такую информацию зачастую помогают получить общественные российские организации, которые периодически совместно с местной администрацией и торговой палатой того или иного региона организуют поездки бизнесменов по областям и краям. Презентации с участием местных деловых кругов, руководителей дают более адекватное представление об экономических и прочих возможностях.
   По словам Тэцуя Учида, всяким серьезным инвестициям предшествует этап взаимовыгодной торговли, в ходе которой формируются отношения доверия между партнерами. Пусть это будет не очень впечатляющий результат, но конкретный.
   Чем больше таких примеров, тем увереннее можно говорить о строительстве долговременного бизнеса и об инвестициях.