07.09.2002  Рыночная "продвинутость" региональных властей мало интересует инвесторов

   Иностранные инвестиции по-прежнему текут туда, где есть нефть, крупные промышленные предприятия и рынки сбыта, а рыночная "продвинутость" региональных властей сама по себе мало интересует инвесторов - именно такие выводы можно сделать из свежих данных Центра макроэкономических исследований компании "Юникон". Вчера центр обнародовал список регионов - лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Наибольший прогресс в этой области демонстрирует Самарская область: прямые инвестиции в ее экономику выросли в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 164%. Этот же показатель у Московской области - 90%. Абсолютным же лидером по прямым инвестициям остается Москва.
   Однако это лидерство отчасти держится на том, что именно в столице зарегистрированы многие крупнейшие компании. Они получают иностранные кредиты, которые потом осваиваются в других регионах. Получается, что "привлеченные" инвестиции не совпадают с "направленными в экономику региона". В случае же с Самарской областью стремительный прирост инвестиций в основном обеспечило строительство нового автозавода в Тольятти.
   В списке отсутствуют Новгородская и Ленинградская области, хотя их власти делали все возможное для привлечения инвестиций. В Новгородской области уже несколько лет действует принцип "одного окна" при регистрации предприятий.
   Получается, что властям сырьевых регионов достаточно просто не мешать инвесторам, но в других регионах нужны дополнительные усилия, иначе инвестиций там вообще не будет.
   Впрочем, конкуренцию сырью в глазах иностранных инвесторов может составить потребительский рынок. 43% от общего объема иностранных инвестиций идет в торговлю и общественное питание. Этим можно отчасти объяснить инвестиционный успех Московской области, в которой, прямо на границе с Москвой, открылись крупные магазины, принадлежащие иностранным сетям, например IKEA и Auchan.