16.01.2008  Узбекистан: инвестиционные приоритеты и экономический рост

   Динамичный рост экономики базируется на осуществлении глубоких реформ во всех ее отраслях и сферах, структурных преобразований и активной инвестиционной политике, направленной на ускоренную модернизацию, техническое перевооружение и создание новых, современных, высокотехнологичных производств - было отмечено в докладе Президента Республики Узбекистан «Узбекистан - 16 лет независимого развития».
   Инвестиционная активность в любой отрасли и на любом уровне экономики невозможна без самих инвестиций, под которыми современная наука подразумевает денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, которые вкладываются или могут быть вложены в конкретные объекты, вид деятельности с целью получения прибыли (дохода) или иного полезного эффекта. Поскольку инвестиции, как видно, - это по сути ресурсные вложения, в первую очередь денежные, то их зачастую называют капитальными вложениями, а сам процесс вложения средств - инвестированием.
   Известный английский экономист Альфред Маршалл, выражая свое отношение к инвестированию, отмечал: «Капитал - это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство». Существует и другое определение, по которому инвестиции - это ресурсы, с которыми мы расстаемся сегодня, чтобы жить лучше завтра. Оба тезиса характеризуют главное назначение инвестиций, которые всегда были и ныне являются одним из важнейших фактором экономического роста.
   Как мы сегодня видим, за годы независимости Узбекистан добился не только заметных экономических, а также и инвестиционных успехов, подмеченных специалистами МВФ и другими наблюдателями ряда международных институтов. Неслучайно среднегодовой прирост ВВП в Узбекистане за последние годы намного выше уровня, достигнутого в странах СНГ.
   Что касается инвестиций, то их общий объем за все годы независимости составил более 100 млрд. долл., из которых свыше 25 млрд. - это средства иностранных инвесторов.
   Сегодня прежней командной системы с ее распределительным механизмом, как известно, уже не существует. Более того, в управлении экономикой и всем ходом общественного развития постепенно реализуется провозглашенный главой нашего государства принцип: «как можно меньше присутствия государства в экономике». Правда, это не означает хаотичность, произвол и самоуправство во всех наших деяниях, отсутствие всякого контроля и вмешательства, поскольку государство было и остается основным инициатором социально-экономических преобразований. Оно поддерживает хозяйственную самостоятельность предприятий и других субъектов, создает необходимые условия и предпосылки для творчества и инициатив, предпринимательства, приносящих пользу как субъектам, конкретным людям, так и обществу в целом.
   Если в первые годы независимости основную часть инвестиционной нагрузки государство было вынуждено брать на себя, а зарубежные инвестиции приходили в страну главным образом под правительственные гарантии, то в нынешних условиях приоритет здесь уже принадлежит предприятиям, организациям и другим хозяйственным субъектам. За 2000-2005 годы удельный вес иностранных инвестиций, выделенных под правительственные гарантии, снизился с почти 90 до 50%, а в 2006 году составил всего лишь около 24%, что объясняется сокращением, а в отдельных случаях отказом государства от финансирования коммерчески окупаемых проектов.
   Однако отмеченное положение не означает снижение как абсолютных объемов инвестиций, так и темпов инвестирования в экономику. Только в 2006 году объем освоенных иностранных инвестиций и средств составил 895,7 млн. долл. США, или около 30% общего объема капиталовложений (3,383 трлн. сумов). При этом основной инвестиционный поток (почти 35%) устремился в индустриальные отрасли - нефтегазовый комплекс, электроэнергетику, цветную и черную металлургию, машиностроение, обеспечивающие промышленный прорыв в экономике.
   Рост инвестиционной активности наблюдался и в 2007 году. За девять месяцев инвестиции в основной капитал возросли на 31,3%, а подрядных строительных работ - на 20,4%. При этом прирост капитальных вложений за счет собственных средств предприятий (в сопоставимых ценах) составил 28,6%, прямых иностранных инвестиций - в 2,1 раза, вложений за счет кредитов коммерческих банков - 33,1%, за счет средств населения в жилищное строительство - 11,3%.
   Значительная часть инвестиций, как показывает анализ, была направлена на реализацию проектов, связанных с развитием, модернизацией, техническим и технологическим перевооружением основных отраслей промышленности. В общем объеме капитальных вложений, освоенных за указанный период, если доля нового строительства составила 38%, то модернизации, реконструкции и технического перевооружения - 49%, а остальная же часть главным образом связана с поддержанием эксплуатационной готовности действующих мощностей. Удельный вес производственных инвестиций составил 67% против 64,1% в 2006 году, что, кроме всего прочего, свидетельствует еще и о позитивных изменениях их структуры.
   Уместно подчеркнуть, что в инвестировании, как в фокусе, отражается стремление государства и предприятий не просто к количественному, а скорее качественному экономическому росту, повысить жизненный уровень и улучшить условия труда по сравнению с достигнутым. В мировой практике это находит свое отражение прежде всего в приросте ВВП или национального дохода, в том числе на душу населения. Как свидетельствует статистика, в 2007 году объем ВВП, созданный в стране, возрос на 9,5%. В отраслевом разрезе наиболее высокие темпы роста производства были характерны для топливной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, легкой промышленности и др. Как видно, отмеченная целенаправленная инвестиционная политика в сочетании с благоприятным инвестиционным климатом и правильным определением приоритетов экономического развития дает не только видимые количественные и качественные результаты, но и позволяет занять республике достойное место на международной арене.
   Однако достигнутые успехи, думается, еще не предел всех свершений. Более того, как не раз подчеркивал Президент страны, «необходимо стремиться и последовательно идти к новым рубежам». В нынешних условиях речь идет прежде всего о коренной модернизации страны и создании экономики нового типа, являющихся стратегической задачей государства и всего общества. Ее решение, несомненно, потребует новых инвестиций в экономику - как отечественных, так и зарубежных. Но наряду с этим важно добиваться лучшего использования имеющихся основных фондов и производственных мощностей, активизировать воспроизводственный процесс, внедрять во всех отраслях и звеньях экономики современные «ноу-хау», т.е. увязывать инвестиции с новациями, а ресурсосбережение сделать незыблемым правилом хозяйствования.
   Как свидетельствует практика, абсолютная масса инвестиций еще ни о чем не говорит, кроме того, что их большие объемы ускоряют научно-технический прогресс и обеспечивают более быстрое продвижение к намеченной цели, а меньшие их объемы, напротив, замедляют темпы развития. Поэтому, привлекая инвестиции, важно также добиваться быстрейшей их отдачи, т.е. сокращения срока окупаемости. Чем меньше срок окупаемости инвестиций, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства и получения прямого и сопряженного эффекта, и наоборот. Кстати, экономический рост, связанный с приливом инвестиций, не исключает, а скорее предполагает соблюдения этого правила как непременного условия осуществления эффективной политики инвестирования на всех уровнях управления экономикой. Абсолютный рост инвестиций, увязанный с сокращением сроков их окупаемости, делает инвестиции реальным и более действенным фактором экономического роста.