18.01.2008  Наращивать инвестиции Беларусь будет за счет госкредитов

   В 2008 году белорусское правительство намерено нарастить инвестиции на 25% — «амбициозная задача», по признанию его председателя Сергея Сидорского. Одним из источников финансирования этих планов в Минске видят внешние государственные кредиты. Читай — полученные в России госзаймы, которые, как декларировалось, должны пойти на покрытие повышенных расходов на энергоносители.
   Выступая 11 января на заседании Совмина, министр экономики Николай Зайченко перечислил шаги, которыми планируется дойти до обозначенных премьером инвестиционных объемов.
   По словам главы Минэкономики, уже разработан проект декрета «Об активизации привлечения прямых иностранных инвестиций», предусматривающий «ряд мер стимулирующего характера в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями, находящихся в населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек».
   Также подготовлен проект указа «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы президента Беларуси по вопросам деятельности свободных экономических зон». Документом вводятся гарантии для резидентов СЭЗ, усовершенствованный порядок регистрации, расширенные полномочия администраций, льготные условия аренды и налогообложения.
   Для практического применения в Беларуси механизма концессии, способного сдвинуть с «мертвой» точки крупные проекты, на которые у государства не хватает средств, разработан указ «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию».
   Активизировать финансовый рынок призван проект декрета, снижающего ставки налога на доходы от операций по облигациям с 40% до 24% и упрощающего процедуры выпуска и обращения ценных бумаг, размещения корпоративных ценных бумаг на внешних рынках.
   Для привлечения же иностранных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики подготовлен проект указа «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)».
   Корректно или нет направлять на инвестиции деньги, полученные под предлогом расчета за поставки энергоносителей? Директор аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико считает, что российский полуторомиллиардный кредит вообще больше соответствует соглашениям о совместной валютной политике, поскольку направлен на стабилизацию белорусской денежной единицы. В рамках работы валютного Совета Центробанка России и Нацбанка Беларуси, напоминает он, предусмотрена возможность получения таких денег для поддержки белорусского рубля.
   По оценке экономиста, январь 2007-го «реально был почти провальным, с точки зрения стабильности рубля и отношения к нему населения. Любой анализ показывал, что повторение событий прошлого года могло произойти и в январе-феврале этого года», подчеркнул эксперт «Белорусских новостей» (Беларусь, как сообщалось, остается лидером среди постсоветских стран по степени обесценивания национальной валюты).
   Что касается доклада министра Зайченко, то, как заметил глава «Стратегии», «Минэкономики всегда будет готовить программы по повышению инвестиционной привлекательности, наращиванию инвестирования. Это чисто техническая процедура». Какие деньги под это подверстывать? Источник, по словам эксперта, рецензировавшего ни одну инвестиционную программу, можно написать любой: кредиты и России, и Китая — никто на Министерство экономики за это не обидится.
   Оценивая в целом перспективы экономики на 2008 год, он констатировал отсутствие изменения «концептуальной доминанты экономической политики». Иными словами, правительство, на взгляд Л.Заико, «не очень-то въезжает в то, что может происходить в экономике в 2008 году». А происходить, по его мнению, могут «абсолютно неприятные вещи: снижение внутреннего потребления, падение внутренней конкуренции (мы уже имеем примеры захвата определенных ниш белорусского рынка по различным группам товаров)».
   В этой ситуации крайне важным экономист считает нахождение «динамичной формулы», по которой предприятия в Беларуси могли бы развиваться быстрее: «Но конфликт с предпринимателями, неудачные высказывания в отношении будущего бизнеса здесь как такового рождает ощущение его полного ликвидирования. Таким образом, правительство закрывает собственные возможности саморазвития».
   Как полагает Л.Заико, даже при том, что в Беларуси в совершенстве освоили приемы инвестиционной профанации, когда взятые под что угодно кредиты, скажем, под торговые операции, списываются в «инвестиции», 25-процентный рост маловероятен. В случае настоящего роста, обращает внимание эксперт, Беларусь должна была бы опережать соседние страны по привлекательности инвестиционного климата, по наличию привлекательных ниш для капитала, то есть надо было бы говорить о продаже предприятий. Но так как продажа активов в Беларуси осуществляется «узким кругом», честной инвестиционной политики, уверен Л.Заико, и в 2008 году не получится.
   В то же время он не исключает, что, анонсируя свои планы, правительство может иметь ввиду возможные договоренности о продаже нефтепроводов, «Гродно Азот» (официальный Минск, как известно, в конце минувшего года предложил «Газпрому» инвестировать в ОАО «Гродно Азот»).
   Внутренние же инвестиции, по прогнозу Л.Заико, застынут на прежнем уровне.
   По данным премьер-министра Сергея Сидорского, озвученным на Совмине, в 2007 году в основной капитал было привлечено более чем 20 трлн. рублей, из них около 2 трлн. рублей составили прямые инвестиции.
   В целом объемы поступающих в Беларусь иностранных инвестиций ничтожно малы, причем львиную долю в них занимают краткосрочные кредиты. По данным Минстата, в прошлом году доля инвестиций в основной капитал, поступивших из зарубежных источников, составила всего 0,6% (без учета кредитов иностранных банков). Основными источниками инвестиций по-прежнему остаются собственные ресурсы предприятий и средства консолидированного бюджета: 42,3% и 24,6% соответственно.
   В соответствии с плановым заданием, вложения в основной капитал в течение этого года должны вырасти на 15-17%.