07.03.2008  Российские предприниматели недовольны системой лицензирования

   Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отечественные бизнесмены оценивают действующую систему лицензирования, контроля и надзора за работой бизнеса.
   Проблемы администрирования в сфере бизнеса носят на сегодняшний день достаточно острый характер. В частности, деятельность системы лицензирования, контроля и надзора над бизнесом оценивается предпринимателями скорее со знаком "минус" - средний балл оценок составляет 3,63 по 7-балльной шкале, т.е. ниже срединного уровня. Эти оценки практически не зависят от размера предприятий. Отраслевая принадлежность оказывает некоторое влияние на оценки. Несколько более оптимистично настроены владельцы и руководители компаний, работающих в промышленности и строительстве (3,68 балла; для сравнения, в других отраслях - 3,55-3,57 балла).
   Основные претензии предприниматели предъявляют к работе органов налоговой инспекции, которая мешала нормальной деятельности 43% обследованных компаний. В том числе 7% респондентов отмечают, что работа представителей налоговой инспекции серьезно препятствовала деятельности их бизнеса. Кроме того, к числу контрольно-надзорных органов, работа которых неблагоприятно сказывается на деятельности российских компаний, можно отнести государственную противопожарную службу, экологический надзор, Роспотребнадзор и лицензирующие органы. Все они осложняли бизнес-процесс 24-37% компаний, в том числе для 4-6% предприятий и организаций их вмешательство оказалось серьезной помехой.
   Основные претензии предпринимателей к тому, как осуществляются проверки на их предприятиях, можно свести к следующему - очень часто эти проверки являются средством принуждения бизнесменов к вступлению в коррупционные отношения с представителями проверяющих органов. Действительно, первые три строки рейтинга проблем, с которыми предприятия сталкиваются при проверках, занимают жалобы на требования со стороны проверяющих предъявить слишком большое число документов, что не предусмотрено законом (30%), на избыточную частоту проверок (23%) и собственно прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты "услуг" чиновников (18%). Зачастую проверки носят, по утверждению опрошенных предпринимателей (17%), "заказной" характер, что также подтверждает высокий уровень коррумпированности сотрудников контрольно-надзорных органов.
   Слишком высокие издержки, прежде всего, временные, которые несут предприниматели при прохождении различных контрольно-надзорных процедур, вынуждают их искать пути для оптимизации процесса. И единственным инструментом, способным сдвинуть дело с "мертвой точки", становятся взятки. Особенно наглядна эффективность использования коррупционных механизмов, когда речь идет о наиболее длительных процедурах, таких как выделение земельного участка (дача взятки сокращает продолжительность процедуры в среднем со 163 до 58 дней) или получение разрешения на строительство и реконструкцию (со 134 до 52 дней). Экономия времени на прохождение других процедур при использовании взяток также велика - его затраты сокращаются в этом случае в 1,7-2,9 раза.
   Опрос 1200 российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) проведен в сентябре - октябре 2007 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трем макроотраслям - промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по "крупности" предприятий (по числу занятых).