18.04.2008 Сбербанк займется самообслуживанием Сбербанк продолжает либерализацию розничных кредитных продуктов, начатую после прихода на должность главы банка Германа Грефа. В ближайшее время госбанк запустит программу по выпуску кредитных карт, масштабирует систему интернет-банкинга, откроет круглосуточный call-центр и создаст сеть терминалов самообслуживания. Реализация планов Сбербанка может полностью изменить расстановку сил на рынке кредитных карт, позволив лидеру рынка окончательно монополизировать сегмент розничного кредитования. Председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил о нововведениях в линейке розничных продуктов. В частности, Сбербанк запускает проект по выпуску кредитных карт «в промышленном масштабе». До сих пор предложение карточных продуктов Сбербанка было ограничено дебетовыми картами и картами с овердрафтом, по объемам выпуска которых Сбербанк лидировал. По данным Банка России на 1 января 2008 года, из 103,3 млн карт, выпущенных в России, эмитентом 23,3 млн карт выступал Сбербанк. Аналогичных результатов банк намерен достичь и в сегменте кредитных карт. По словам Германа Грефа, за два года Сбербанк хочет стать лидером на нем. Потенциальную аудиторию нового продукта в Сбербанке оценивают в 20 млн человек. До конца года будет эмитировано 300 тыс. карт. На первом этапе получателями кредитных карт Сбербанка станут сотрудники компаний, являющихся «зарплатными» клиентами банка, и заемщики, имеющие положительную кредитную историю. С 1 июня карты с уже одобренным кредитным лимитом будут рассылаться по почте. Уровень ставок по карточным кредитам в Сбербанке пока не раскрывают, однако указывают, что они будут соответствовать рынку. По словам члена правления Сбербанка Антона Карамзина, в Сбербанке ожидают высокого уровня активации карт, поскольку заемщикам не придется тратить время на одобрение кредитного лимита. Был анонсирован еще один новый проект Сбербанка — система интернет-банкинга «Электронная сберкасса». По замыслу топ-менеджеров, это позволит частично решить проблему очередей в отделениях Сбербанка. Намерения Сбербанка занять лидерские позиции в сегменте кредитных карт участники рынка сочли вполне реальными. При этом достижение Сбербанком запланированных объемов эмиссии кредитных карт в 20 млн штук может радикально изменить расстановку сил на этом рынке. По данным аналитиков Хоум Кредит Банка, на рынке объемом 8,1 млн карт лидерами являются «Русский Стандарт» (60,4% рынка), ХКФ Банк (10,3%), Ситибанк (3,2%) и банк «Авангард» (2,9%). «Выход на рынок столь мощного игрока, как Сбербанк, может изменить ситуацию: сейчас рынок кредитных карт не насыщен из-за отсутствия образования заемщиков и культуры пользования этим продуктом»,— считает советник председателя правления банка «Финсервис» Георгий Шабада. В то же время участники рынка указывают, что для достижения желаемых позиций Сбербанку придется выдавать кредиты менее надежным заемщикам. «Сбербанк достигнет большего эффекта, продавая кредитные карты зарплатникам, нежели бывшим заемщикам,— рассуждает управляющий розничного блока Банка Москвы Алексей Клецко.— Кредитными картами пользуются в основном те, кто взяли ранее экспресс-кредит под очень большой процент, и процент по карте после этого кажется ниже. У Сбербанка таких продуктов практически нет, и поэтому круг заемщиков придется расширить». Активное продвижение кредитных продуктов должно сопровождаться и их эффективным обслуживанием, рассуждает старший аналитик ИБ «Кит Финанс» Мария Кальварская. В Сбербанке оно очень слабое, но энергичная работа системы интернет-банкинга может способствовать более активному пользованию кредитами в дальнейшем, добавляет эксперт. Как подтвердил Герман Греф, кредитными картами и интернет-банкингом Сбербанк ограничиваться не намерен. Запуск новых продуктов и услуг и упрощение старых (в частности, отказ от обязательного подтверждения доходов справкой 2-НДФЛ) — лишь часть глобальной стратегии по построению на базе Сбербанка современного финансового института с полным спектром услуг. По словам господина Грефа, в течение ближайших месяцев Сбербанк намерен провести масштабное исследование удовлетворенности клиентов набором услуг и качеством обслуживания, а также конкурентоспособности своих розничных продуктов. В планах Сбербанка — создание круглосуточного call-центра и сети устройств самообслуживания. |