21.07.2008 Что ждет рынок автокредитования Рынок автокредитования развивается. Кредиты на машины сейчас являются одним из самых востребованных банковских продуктов. Аналитики по-разному оценивают объемы автокредитования в России, но все сходятся в том, что, как минимум, треть автомобилей продается с помощью кредитных средств. Для банков этот вид кредитования – интересный и доходный продукт, и они ежегодно увеличивают его финансирование. Особенно в регионах, где между банками началась настоящая битва за клиента. Жесткая конкуренция в регионах связана с тем, что спрос на автокредиты удовлетворен там на 40-50%. К тому же сильно усложнена сама процедура получения кредита, ассортимент дополнительных услуг не такой большой, как в крупных городах. Проще говоря, в ближайшие год-полтора банки будут всеми силами привлекать к автокредитованию не очень состоятельных заемщиков. После этого, как показывает история потребительского кредитования, ситуация на рынке стабилизируется, и каждый год автокредитами будет пользоваться одинаковое число людей. Какая это будет цифра в процентах говорить пока рано, но на рынках США и Европы этот показатель колеблется от 75 до 80%. Сейчас автокредиты уже стали доступнее. Большинство российских банков увеличило сроки кредитования до 7–10 лет и вынужденно снизило процентные ставки. Минимальные кредитные ставки на покупку автомобиля в российских банках сегодня составляют около 10% в рублях и 9% – в валюте. На рынке активно работают, так называемые, автобанки, которые составили серьезную конкуренцию многопрофильным кредитным организациям. Еще одним новшеством последних лет стало введение кредитов с обратным выкупом машин. Это одно из самых перспективных направлений. Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. Сейчас в России работают две «дочки» крупных автоконцернов. Это Тойота Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус. По слухам в ближайшее время открыть свои представительства у нас планируют банки компаний: Renault-Nissan, General Motors и BMW. Однако сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок автокредитования. Они живут в своей реальности и в ближайшее время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что «автодочка» работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года. |