26.11.2002 Российские регионы останутся без денег на дороги В следующем году дорожное хозяйство может остаться без денег. Новый транспортный налог, который должен был возместить региональным бюджетам отмену налога на пользователей автодорог, не сможет вступить в силу с 1 января 2003 года. По закону каждый субъект РФ должен утвердить на своей территории новый налог и установить его ставки. Но из 89 регионов это успели сделать только два. Поэтому большая часть россиян начнет платить новый налог не раньше 2004 года. Отменив с нового года налог на пользователей автодорог, законодатели позаботились о том, чтобы дорожное хозяйство не осталось без средств. Взамен дорожного налога с 1 января 2003 года должен появиться новый налог - транспортный. Его будут платить организации и граждане, на имя которых зарегистрированы транспортные средства - от автомобилей до яхт и вертолетов. От этого налога в следующем году Минфин рассчитывал собрать в бюджет 21 миллиард рублей. Но планы Минфина поставили под угрозу сами регионы. Дело в том, что закон обязывает каждый субъект РФ не позднее 30 ноября принять и опубликовать собственный закон о введении транспортного налога на его территории и установить его ставку. Однако, по данным Министерства по налогам и сборам, такие законы приняты пока только в двух регионах. Еще в двух субъектах РФ законопроекты прошли первое чтение, а в 51 регионе пока подготовлен только проект закона. Учитывая, что до окончания срока осталось всего десять дней, большая часть регионов рискует остаться в будущем году без денег на ремонт и строительство дорог. "Налоговый кодекс говорит, что акты законодательства о налогах вступают в силу не раньше чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Если этот срок не соблюдается, то закон вступает в силу со следующего налогового периода. Налоговый период по транспортному налогу - год. Поэтому в тех регионах, где не успеют принять закон, введение транспортного налога будет отложено до 1 января 2004 года", - пояснил партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Рустем Ахметшин. Однако юрист не видит трагедии в том, что введение транспортного налога откладывается. "Это особенность всех региональных налогов - где-то они вводятся, где-то нет. Так было, например, с налогом с продаж, налогом на вмененный доход. К тому же предприятия предпочитают не спорить с властями территории, на которой они работают. Поэтому если не будет совсем грубых нарушений закона - к примеру, документ примут в декабре, а не в ноябре - налогоплательщики не станут с этим спорить", - считает Ахметшин. С ним солидарен зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин. По его мнению, региональные бюджеты не особенно рассчитывают на поступления от транспортного налога. "Основную часть выпадающих доходов от отмены дорожного налога должны компенсировать акцизы на ГСМ. Поэтому их больше волнуют сложности с новой схемой уплаты акцизов, чем транспортный налог", - говорит он. Возможно, что местные законодатели не торопятся утвердить на своей территории транспортный налог и потому, что с его появлением у владельцев транспортных средств прибавится головной боли. Во-первых, повышаются ставки налога. Они теперь устанавливаются в зависимости от количества лошадиных сил в двигателе и не принимают во внимание возраст транспортного средства. Кроме того, если сейчас налог на автомобили уплачивается во время техосмотра, то теперь его будут взимать независимо от того, ездит машина или давно стоит без движения. Основанием для уплаты налога будет право собственности на автомобиль. По словам одного из чиновников МНС, органы, регистрирующие транспортные средства, предоставят налоговикам всю необходимую информацию о владельцах и характеристиках транспортных средств. Затем на основании этой информации МНС раз в год будет по почте рассылать извещения об уплате транспортного налога вместе с уведомлением об уплате налога на имущество. |