04.09.2009  Минрегион инвестирует в Тыву

   Несмотря на кризис, правительство РФ продолжает реализовывать в регионах крупные инвестиционные проекты, которые в перспективе будут способствовать их экономическому процветанию. Процесс контролирует Министерство регионального развития РФ. На прошлой неделе глава министерства Виктор Басаргин посетил с однодневным визитом Тыву, где провел совещание по вопросам реализации на сегодняшний день самого масштабного инвестпроекта - строительства железнодорожной ветки Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.
   Инвестиции в развитие инфраструктуры стали одним из ключевых направлений в антикризисных программах стран Запада, не отстает в этом смысле и Россия. Хотя из-за кризиса Белому дому пришлось сократить количество новых проектов, все обязательства, уже принятые Инвестфондом, будут реализованы к 2011-2012 году.
   Особое внимание в Минрегионе уделяют проектам федерального значения. К их числу относится и строительство железной дороги Кызыл - Курагино, которая свяжет Тыву с "большой землей".
   "Основная цель моего приезда - еще раз подтвердить необходимость реализации инвестпроекта, подтвердить его эффективность, - подчеркнул на совещании глава Минрегиона. - Это проект большой государственной важности, составная часть долгосрочной комплексной программы развития транспортной инфраструктуры страны. Поэтому даже в условиях кризиса государство не отказывается от своих обязательств по софинансированию проекта".
   Инвестпроект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Стоимость строительства железной дороги составляет порядка 98 млрд. рублей, 50% выделит Инвестфонд, другие 50% - частный инвестор, которым выступает Енисейская промышленная компания (ЕПК), входящая в Объединенную промышленную корпорацию. А общая стоимость проекта с учетом создания инфраструктуры для разработки Элегестского угольного месторождения составляет 132 млрд. руб.
   На сегодняшний день в проект уже инвестировано 1,38 млрд. рублей, из которых 0,2 млрд. - из средств Инвестиционного фонда РФ. Ввод в эксплуатацию линии Кызыл - Курагино запланирован на 2013 год. Ее общая протяженность составит 415 км, в рамках проекта будет построено 566 сооружений. Особое внимание при проведении инженерных изысканий, подчеркнул главный проектировщик дороги, генеральный директор ООО "Северо-Западный институт проектирования транспортных объектов" Сергей Мельниченко, уделяется археологическому и экологическому аспектам, поскольку часть трассы пройдет по территории знаменитой Долины царей и республиканского природного парка Ергаки. По его словам, окончательный вариант будет выбран с учетом предложений и замечаний археологов и экологических служб. Со своей стороны, министр призвал подходить к решению этих вопросов рационально, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки на инвесторов.
   От инвестпроекта в Минрегионе ожидают немалого положительного мультипликативного эффекта для экономики Тывы. По словам председателя правительства республики Шолбана Кара-оола, вместе с железной дорогой появятся и совершенно новые специальности, новые рабочие места, новые населенные пункты, новые автодороги, современнейшие средства связи, а также частные инвесторы, которые займутся разработкой тувинских недр, богатых высококачественным углем, золотом, алюминием, медью, серебром, свинцом, ртутью, висмутом, никелем, кобальтом и другими полезными ископаемыми. Ускорят процесс освоения месторождений, по мнению главы республики, соглашения о государственно-частном партнерстве. Этот механизм считает очень эффективным и министр регионального развития РФ.
   Сейчас в республике на разной степени готовности находятся еще 35 инвестпроектов на общую сумму 80 млрд. рублей. Ведутся подготовительные работы на Ак-Сугском медно-молибденовом месторождении, Тарданском месторождении золота, а на Элегестском месторождении уже началась добыча коксующегося угля. Приход в регион крупных частных инвесторов положительно скажется на развитии социальной сферы и экономики Тывы. По оценкам ГНИУ "Совет по изучению производительных сил" при Минэкономразвития России и РАН, ежегодные налоговые и иные поступления от одного лишь "железнодорожного" проекта составят: федеральные - 11,8 млрд. рублей, в том числе налоги - 5 млрд. рублей, региональные - 5,4 млрд. рублей. А валовой региональный продукт Тывы, по оценкам экспертов, к 2020 году увеличится в несколько раз и составит 95 млрд. руб.