25.10.2009 В инфраструктуру зернового экспорта надо вложить не менее 100 млрд руб. Аналитический центр «Русагротранс» провел исследование потребностей России в модернизации инфраструктуры зернового экспорта. Для того чтобы увеличить объемы экспорта зерна до уровня 40 млн тонн в год, до 2015 года необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры свыше 100 млрд руб. 13 октября было опубликовано поручение Президента РФ, которое предусматривает разработку программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Согласно планам Правительства РФ, в среднесрочной перспективе Россия должна довести объемы экспорта зерна минимум до 40-45 млн тонн в год. В прошлом, самом удачном в новейшей истории экспорта зерна сельскохозяйственном году, Россия экспортировала 22,4 млн тонн зерновых. Увеличению этого объема еще почти на 18 млн тонн в год мешает нехватка мощностей по хранению зерна в точках его производства, дефицит терминалов в крупнейших портах и недостаток вагонов для транспортировки. Крупнейшие инвестиции потребуются для строительства новых элеваторов. Дефицит мощностей для хранения зерна на 2009 год в точках его производства, в том числе на Юге России, в Центральном Черноземье, в Поволжье и в Западной Сибири, составляет минимум 18 млн тонн. Этот дефицит может быть покрыт за счет модернизации минимум 110 элеваторов в этих регионах стоимостью около 8,5 млрд руб., а также за счет строительства не менее 70 новых элеваторов общей мощностью 7 млн тонн и стоимостью 41,5 млрд руб. Также ко всем реконструированным и построенным элеваторам необходимо подвести железнодорожную инфраструктуру, что потребует инвестиций в размере более 10 млрд руб. Вторая по объему направление необходимых инвестиций - расширение портовых мощностей. По оценкам экспертов Аналитического центра «Русагротранс», недостаток мощностей по перевалке зерна в крупнейших российских портах составляет порядка 17 млн тонн в год. В том числе на Юге России не хватает мощностей на перевалку 12 млн тонн в год, на Дальнем Востоке – мощностей на перевалку 5 млн тонн в год. Покрыть этот дефицит можно за счет строительства двух новых терминалов на Юге России и одного – на Дальнем Востоке. Расчетная стоимость строительства трех терминалов, включая подведение железнодорожной инфраструктуры, составляет порядка 19 млрд руб. в ценах 2009 года. Кроме того, серьезных вложений требует расширение вагонного парка. На данный момент в России насчитывается более 32,5 тыс. вагонов-зерновозов, из которых только 26 тыс. используются для перевозки зерна. Из них до 2015 года не менее 20 тыс. будут списаны и потребуют ремонта либо замены, и лишь 6 тыс. останутся пригодными для перевозок. Средняя стоимость нового вагона-зерновоза на август 2009 года составляет около 1,5 млн руб. Для обеспечения экспорта зерна на уровне 40 млн тонн в год к 2015 году России в приобретение и ремонт вагонного парка по перевозке зерна потребуется вложить не менее 20 млрд руб. в ценах текущего года. «Эти вложения помогут России не только сформировать два полноценных коридора экспорта зерна: южный и восточный, но и занять устойчивые позиции лидера по экспорту пшеницы на мировом рынке, конкурируя наравне с США и Канадой. Однако решение этой серьезной задачи требует консолидации действий всех участников рынка: ОАО «РЖД», ЗАО «Русагротранс» как инфраструктурного железнодорожного оператора, ОАО «ОЗК» как государственной торговой компании и инвестора в инфраструктуру, крупных трейдеров и производителей, а также пользователей и собственников портовой инфраструктуры. Первые шаги в этом направлении уже предприняты» - говорит первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» О. Рогачев. |