17.12.2009  Решение проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон

   Найдено решение проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон. Так считает министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина.
   Основной инструмент решения задачи повышения инвестиционной привлекательности особых экономических зон (ОЭЗ) – поправки в законодательство, принятые Государственной Думой РФ во втором и третьем чтениях 11 декабря. «В технико-внедренческих зонах будет разрешено производство наукоёмкой продукции, снижен минимальный порог инвестиций для промышленно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительных инвесторов. В портовых зонах расширен список видов разрешённой деятельности, объём инвестиций резидентов при строительстве объектов инфраструктуры в порту снижен до 10 млн евро.
   Чётко регламентированы права и обязанности резидентов», – пояснила глава Минэкономразвития на выездном совещании по вопросам управления и развития особых экономических зон в России, в г. Дубна (Московская обл.). Она подчеркнула, что после того, как пакет поправок в Закон об особых экономических зонах будет подписан Президентом, управляющие компании смогут получать земельные участки на прилегающих территориях особых зон без проведения торгов. Это будет способствовать созданию объектов внешней инфраструктуры ОЭЗ и решит проблему строительства жилья для резидентов.
   Существенным вопросом, затронутым в принятом законопроекте, является также реорганизация системы управления особыми экономическими зонами. До последнего времени система управления ОЭЗ представляла собой сложную трёхуровневую структуру, которая включала в себя Минэкономразвития России (нормативно-правовое регулирование), РосОЭЗ и его территориальные органы (управление ОЭЗ), Наблюдательные советы ОЭЗ (контрольные и координирующие функции), а также ОАО «Особые экономические зоны» и его дочерние акционерные общества и филиалы (строительство объектов инфраструктуры). «Действующая система была жёстко централизованной, не достаточно гибко и оперативно реагировала на потребности резидентов и не позволяла обеспечить активное участие региональных властей в управлении ОЭЗ», – заявила Эльвира Набиуллина.
   Проанализировав деятельность российских и зарубежных особых зон, эксперты экономического ведомства предложили упростить схему администрирования ОЭЗ и перейти к двухуровневой системе. Два месяца назад Указом Президента Российской Федерации упразднено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. А 11 декабря депутаты Госдумы приняли поправки в Закон об особых экономических зонах, предусматривающие переход к новому порядку с перераспределением полномочий между Минэкономразвития России, ОАО «ОЭЗ» и региональными органами власти. Сейчас процесс реформирования системы управления особыми экономическими зонами находится в завершающей стадии и, по словам Эльвиры Набиуллиной, должен закончиться до конца 2009 года.