30.04.2010  В марте 2010 года в тренде сокращения инвестиций произошел перелом

   Тренд сокращения инвестиций в российскую экономику в марте был сломлен. И российские, и зарубежные компании возобновили инвестиционную деятельность. Наиболее активными, как и до кризиса, оказались зарубежные автопроизводители. Суммарно же наибольший рост инвестиций ожидается по итогам года от нефтяников и металлургов.
   По оценкам Росстата, инвестиции в основной капитал в марте выросли на 0,7% по сравнению с мартом 2009‑го после снижения на 7,4% в минувшем феврале и на 8,7% в январе. Переломный тренд в инвестициях констатировала и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина: по ее подсчетам, с очищенной сезонностью рост инвестиций оказался еще больше — 1,8% по сравнению с февралем. В номинальном выражении объем инвестиций в марте составил 500,2 млрд рублей. В годовом выражении рост был зафиксирован впервые за последние полтора года (впервые с ноября 2008−го). Напомним, что за весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (тогда был рост на 9,8%). Мин­экономразвития прогнозирует рост инвестиций в основной капитал в 2010 году на 2,9%. Консенсус-прогноз аналитиков по росту инвестиций в основной капитал на 2010 год — 5%.
   При этом в нефтегазовой отрасли прирост инвестиций, по оценкам аналитиков, может составить 15–20% в номинальном выражении, а в металлургии — больше трети. Так, в марте «Транснефть» объявила о начале строительства нефтепровода Пурпе—Самотлор — перемычки между восточным и западным направлением нефтепроводов. По словам президента компании Николая Токарева, инвестпрограмма составит 188 млрд рублей. УГМК возобновляет инвестиции в производство в размере 2 млрд рублей в этом году, а «Северсталь» — в объеме 1,4 млрд долларов.
   По сообщению «Русгидро», ее инвестпрограмма на 2010 год — 97,1 млрд рублей. При этом 16,6% этой суммы пойдет на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, а 66,3% — на финансирование строящихся объектов.
   По оценкам экспертов, возобновляют инвестиции автопроизводители, девелоперы, ритейлеры и фармацевты. Причем активность проявляют не только отечественные, но и западные компании. Немецкая Berlin-Chemie (производитель лекарств) запланировала инвестировать как минимум 30 млн долларов в строительство завода в Калужской области. Российское подразделение немецкой Metro Group планирует в 2010 году ввести в эксплуатацию не менее четырех торговых центров Metro Cash & Carry.
   Оживают зарубежные автопроизводители. Почти каждую неделю кто-то из них объявляет о планах или о запуске новых производств. PSA Peugeot Citroen запустил завод в Калужской области. КамАЗ и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation подписали окончательное соглашение о создании совместного предприятия ООО «Фузо Камаз Тракс Рус» по производству и продаже в России среднетоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso. Ранее представительство Hyundai официально сообщило сроки запуска своего российского завода в Санкт-Петербурге: старт производству будет дан в январе 2011 года. Первыми на конвейере должны появиться седан гольф-класса Hyundai и компактная модель Kia, которая придет на смену Rio.
   Об инвестиционных планах сообщили практически все крупнейшие российские девелоперы. Региональная «дочка» «Интеко» компания «Патриот» не только представляет новые проекты стоимостью более 21,5 млрд рублей, но и планирует наращивать строительные мощности. Подобные планы есть также у группы компаний «Мортон», компаний «Комстрин» (Мытищи), «Рантект-МФД» (Одинцово), «Гюнай» (Домодедово), «Стройтэк» (Чехов), «Стройтэкс» (Мытищи), финского концерна ЮИТ (Жуковский) и ряда других. По общему мнению, девелоперскую активность стимулируют снизившиеся ставки по кредитам и ожидание роста спроса на недвижимость. «Ситуация на рынке меняется очень быстро и радикально, — отмечает президент компании “Технониколь” Сергей Колесников. — В прошлом году 16–17 процентов годовых в рублях казались хорошими условиями, а сегодня банки предлагают кредиты под 10–11 процентов годовых».