01.06.2010  Контроль за реализацией проектов на средства, выделяемые из Инвестфонда РФ

   
   Государство возьмет под контроль расходование денежных средств, своевременность и полноту выполнения работ в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2010 N 351 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации".
   Анализируемое постановление представляет собой первый нормативный документ, в котором сделана попытка сформировать единую и целостную систему контроля за реализацией проектов на бюджетные средства, выделяемые из Инвестиционного фонда РФ. В силу этого анализируемый документ имеет существенное значение для тех предпринимателей, кто участвует в различных программах в рамках государственно-частного партнерства.
   Ранее – хотя бюджетные средства из Инвестфонда расходуются давно и весьма широко – специального механизма по проверке именно таких программ сотрудничества с бизнесом не существовало. Поэтому рассматриваемое постановление вызывает как надежду на некоторую урегулированность ситуации, так и определенное опасение, что новый механизм существенно осложнит сотрудничество предпринимателей с властью.
   Предметом контроля и мониторинга хода реализации проектов на средства из Инвестфонда является не только расходование денежных средств, но и достижение показателей реализации проектов, своевременность и полнота выполнения работ (мероприятий), а также соблюдение причастными к проектам лицами требований законов, выполнение обязательств по концессионным и иным соглашениям.
   Текущий контроль осуществляется посредством исполнения ответственным исполнителем проекта своей обязанности ежеквартально и ежегодно предоставлять в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион) отчетность и информацию о ходе реализации проекта. Участники проекта оказывают содействие ответственному исполнителю при подготовке им такой отчетности и информации.
   В состав предоставляемой информации входит достаточно значительное число сведений, в т.ч. о разрешениях на строительство, об актах приемки законченных строительством объектов, об актах ввода объектов в эксплуатацию, об актах сдачи-приемки выполненных работ (услуг) и т.д. Требуется предоставление даже фото- или видеоотчета о результатах выполненных работ по проведению инженерных изысканий, строительству (реконструкции) объектов капитального строительства (в электронном виде).
   В то же время контроль и мониторинг осуществляет и непосредственно Минрегион – в виде плановых и внеплановых мероприятий.
   Основные формы контрольных мероприятий Минрегиона:
   а) запрос у участников проекта необходимой информации в целях проведения анализа хода реализации проекта;
   б) плановые и внеплановые проверки (в том числе выездные) хода реализации проекта (проводятся на предмет выполнения участниками проекта и лицами, участвующими в проекте, принятых обязательств по реализации проекта, а также обоснованности, эффективности и целесообразности деятельности указанных лиц).
   В рамках плановых мероприятий такого рода Минрегион контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и направляет участникам проекта предложения по их устранению.
   Плановая выездная проверка проводится в соответствии с годовым графиком плановых выездных проверок хода реализации проектов, утвержденным Минрегионом и опубликованным на его официальном сайте.
   В ходе выездной проверки проводятся:
   а) выезд на место проведения изыскательских и строительных работ;
   б) выезд на место фактического местонахождения участников проекта;
   в) выборочная или полная проверка документов и сведений о ходе реализации проекта на предмет их соответствия информации, представленной в Минрегион;
   г) выборочная проверка фактически выполненных работ (мероприятий).
   При проведении выездной проверки проекта должностные лица Минрегиона, проводящие проверку, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность участников проекта, требовать представления документов и информации, не связанных с реализацией проекта, а также распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения выездной проверки.
   В течение 2 недель со дня окончания выездной проверки составляется акт проверки, который подписывается должностными лицами Минрегиона, проводившими эту проверку. Копия акта проверки направляется участникам проекта, в отношении хода реализации которого была проведена выездная проверка.
   При проведении внеплановых мероприятий по контролю и мониторингу информация о ходе реализации проекта по запросу Минрегиона направляется ему участниками проекта в течение 7 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
   В случае непредставления информации, а также в случае выявления несоответствий или неточностей в представленной информации Минрегион в течение 3 рабочих дней со дня выявления таких нарушений направляет ответственному исполнителю мотивированное предписание о необходимости их устранения. В течение 7 рабочих дней со дня получения письма, содержащего указанное предписание, ответственный исполнитель направляет в Минрегион информацию об устранении нарушений, доработанную отчетность, а также все необходимые пояснения или мотивированный отказ от устранения нарушений.
   В случае повторного непредставления отчетности, либо повторного нарушения сроков ее представления, либо немотивированного отказа от устранения нарушений Минрегион принимает решение о проведении внеплановых мероприятий по контролю и мониторингу, в том числе внеплановой выездной проверки хода реализации проекта.
   При осуществлении контроля и мониторинга Министерство регионального развития Российской Федерации имеет право:
   а) направлять рекомендации ответственным исполнителям о расторжении и (или) изменении условий государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", расторжении и (или) изменении условий инвестиционных соглашений, а также о расторжении и (или) изменении условий концессионных соглашений в соответствии с требованиями Федерального закона "О концессионных соглашениях";
   б) направлять по результатам проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю и мониторингу обращения в Счетную палату Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Федеральную налоговую службу и иные органы, осуществляющие контроль и надзор в установленной сфере деятельности;
   в) направлять участникам проекта рекомендации по устранению нарушений или разногласий, выявленных в результате проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю и мониторингу;
   г) принимать в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий меры по устранению участниками проекта нарушений или разногласий, выявленных в результате проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю и мониторингу.
   В настоящий момент непонятно, как утвержденный порядок соотносится с правами бизнеса, закрепленными в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проверках. В частности, необходимо ли включение проверок Минрегиона в единый план проверок, согласование их с органами прокуратуры и т.д.
   Неясно и насколько репрессивным будет данный механизм: направлен ли он на недопущение растраты бюджетных средств либо такие проверки окажут негативное влияние на развитие государственно-частного партнерства в России.
   Комментарии подготовлены специалистами Юридического бюро «Павда и Эпштейн».