22.10.2010  Российские инвестиции не нужны Западу

   Экономика России открывает доступ иностранному капиталу, а западные партнеры поступают с точностью до наоборот.
   Россия активизирует приток иностранных инвестиций. Им в последнее время открыт доступ в стратегические секторы российской экономики, до недавних пор закрытые для него. По идее, российский капитал вправе рассчитывать на аналогичное отношение на Западе.
   К сожалению, ничего похожего на взаимность не происходит. Более того, западные партнеры России зачастую препятствуют доступу российского капитала на свои рынки, констатирует Владислав Белов, руководитель Центра европейских исследований:
   «На словах все страны проповедуют принцип открытой экономики, принцип привлечения на свою территорию капиталов, услуг, рабочей силы. Но не всегда российский и другой бизнес получают возможность приобретения тех или иных активов в других странах. С одной стороны, речь идет о стратегических отраслях. Большие сложности существуют, скажем, в сфере распределения энергоресурсов до конечных потребителей. С такими сложностями сталкиваются и «Газпром», и «ЛУКОЙЛ», и «Роснефть» и другие компании, если мы говорим о европейских рынках. С другой стороны, это конкуренция с частным национальным капиталом, который, несмотря на принципы рыночной экономики, не желает видеть на своем национальном рынке чужаков», - говорит Владислав Белов.
   Этими факторами дело не ограничивается. Зачастую препоны на пути российских инвестиций обусловлены политическими соображениями. В обоснование этого сошлемся на несостоявшуюся в прошлом году продажу фирмы «Опель» - европейской «дочки» американской компании «Дженерал моторс» (GМ). GМ в результате экономического кризиса оказалась в сложной ситуации. И для того, чтобы выйти из нее, оказалась вынужденной продать «Опель». В роли покупателей выступили канадская фирма «Магна», российские «Сбербанк» и «ГАЗ». Их предложение было признано американской компанией наиболее предпочтительным. «Дженерал моторс» даже заключила соглашение о продаже контрольного пакета акций «Опеля». И тем не менее в последний момент сделка сорвалась. На компанию было оказано давление, и она отказалась от принятого решения.
   Аналогичная история произошла со шведским производителем автомобилей фирмой CААB. Будучи в собственности той же GМ, СААB в 2009 году был выставлен на продажу. Им заинтересовался голландский производитель Spyker. Но его предложения были отвергнуто. Однако в конце января этого года руководство GМ все-таки приняло решение о продаже СААB голландцам. Сделано это было после того, как российский предприниматель Владимир Антонов, которому принадлежало около 30 процентов акций Spyker, заявил о намерении продать свои акции.
   За всем этим просматривается стремление не допускать российский бизнес в отрасли, связанные с производством и новыми технологиями. Напомним, что эта линия в отношениях Запада с бывшим СССР проводилась в годы «холодной войны». Судя по всему, на Западе у нее есть последователи.