05.11.2010  60% иностранных капиталовложений в нефтяную отрасль Узбекистана - российские

   С учетом наблюдавшегося в середине первого десятилетия ХХI века политического сближения России и Узбекистана, ряду российских компаний и, в первую очередь концернам "Газпром" и "ЛукОйл", удалось занять лидирующие позиции в узбекской нефтегазовой отрасли и при прямой поддержке руководства РФ зарезервировать за собой целый ряд крупнейших газовых месторождений в республике. Так считают узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимир Парамонов, Алексей Строков и Олег Столповский в коллективном исследовании под названием "Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Узбекистана: основные успехи и проблемы".
   "Во-первых, по сравнению с 90-ми годами ХХ века стало наблюдаться заметное оживление экономической политики РФ в Центральной Азии, где стратегические интересы России коснулись в основном нефтегазовой отрасли, в которой и представлена подавляющая часть российских инвестиций. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2009 года их объем достиг примерно $900 млн.", - отмечают узбекские эксперты.
   По их словам, на этом фоне показатели инвестиционной активности других стран и компаний в нефтегазовой отрасли Узбекистана пока выглядят более скромными. По некоторым оценкам, российские капиталовложения составляют около 60% от общего объема всех иностранных капиталовложений в республику. Кроме того, проектно-инвестиционная активность российских компаний, как правило, нацелена на более долгосрочную перспективу - 25-35 лет. В результате, уже до 2012 года общий объем российских инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана потенциально может увеличиться до $5-$6 млрд.
   "Во-вторых, российские компании добились лидирующих позиций в нефтегазовой отрасли Узбекистана по сравнению с нефтегазовыми компаниями других стран. В последние годы объемы добычи газа российскими компаниями составляют не менее 5% от общей добычи газа в республике. Хотя указанная доля сама по себе не велика, тем не менее, очень показательно, учитывая тот факт, что нефтегазовые компании других стран пока не приступили к промышленной добыче углеводородов в Узбекистане", - подчеркивают авторы исследования.
   Они обращают внимание на то, что в среднесрочной перспективе российские компании планируют значительное увеличение добычи газа, а также и нефти в Узбекистане. Причем, наиболее оптимистические и конкретные планы имеет "ЛукОйл", который сегодня лидирует среди всех других компаний по объемам инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана, а также по объемам добычи газа в республике.
   "Так, по заявлению руководства "ЛукОйла", к 2013 году компания намерена довести добычу газа в Узбекистане до 15-16 млрд. кубических метров, что составит уже примерно 1/5 часть всего добываемого в республике газа. В свою очередь, в плане нефти и газового конденсата, ожидается, что к 2013 году "ЛУКОЙЛом" доведет объем их добычи до 500 тысяч тонн в год или до 7,2% от возможных к этому времени объемов добычи нефти и газового конденсата в республике. В-третьих, сохранению устойчивых позиций России в нефтегазовой отрасли Узбекистана благоприятствует тот факт, что республика пока не располагает альтернативными российскому направлению маршрутами и возможностями по экспорту газа. В последние годы в РФ направлялось свыше 90% экспорта узбекского газа (остальное количество "голубого топлива" - менее 10%, Узбекистан экспортировал в соседние Киргизия и Таджикистан). Такая "инфраструктурная зависимость", объективно способствует сохранению заинтересованности Узбекистана в дальнейшем нефтегазовом сотрудничестве именно с Россией", - считают аналитики.
   По их мнению, в итоге, по сравнению с другими иностранными компаниями и государствами, присутствующими в Узбекистане, Россия и российские нефтегазовые корпорации пока сохраняют преимущества по следующим позициям: контроля над большинством перспективных углеводородных месторождений Узбекистана; монополии по обеспечению газового экспорта из Узбекистана. Однако в будущем Россия и российские компании рискуют утратить данные преимущества по ряду причин. "Дело в том, что российские компании в Узбекистане (также как и в Казахстане и Туркмении) в некоторых случаях не выдерживают конкуренции с другими иностранными компаниями, поскольку не ориентируются на освоение месторождений повышенной технологической сложности. На данную мысль наводит, например, тот факт, что "Газпром" после 2 лет геологоразведочных работ (2007-2008 годы) уступил ряд крупных месторождений на плато Устюрт малазийской компании "Петронас".
   Кроме того, российские компании в Узбекистане пока не участвуют в проектах по глубокой переработке углеводородного сырья, делая основную ставку на геологоразведку, добычу и транспортировку газа из Узбекистана. Однако, это идет вразрез со стратегическими целями экономического развития Узбекистана, который акцентирует основное внимание именно на глубокой переработке углеводородов с получением продуктов газо- и нефтехимии с высокой нормой добавочной стоимости, что предусматривает снижение объемов экспорта того же газа при одновременном увеличении объемов его переработки на месте.
   Тем более, что экспортные возможности по нефти у Узбекистана отсутствуют вообще (Узбекистан является нетто-импортером нефти), а экспортные возможности по газу относительно невелики (по крайней мере, на фоне масштабов потребностей России в "голубом топливе" и в сравнении экспортными возможностями той же Туркмении). Это связано с объективно высокими внутренними потребностями страны в углеводородах (многочисленность населения - более 27 млн. человек, наличие энергоемких отраслей промышленности и доминирование газа в топливно-энергетическом балансе страны - свыше 85%)", - утверждают аналитики.
   Эксперты констатируют, что учитывая же ограниченность как технологических, так и финансовых возможностей российских компаний, Узбекистан в последние годы прилагает активные усилия по привлечению в свою нефтегазовую отрасль компаний из азиатских стран - Китая, Малайзии, Кореи, Сингапура, Японии, которые обладают и современными технологиями, и финансовыми ресурсами. Помимо вышеизложенного, определенное значение имеет и то, что российская монополия на обеспечение узбекского газового экспорта вскоре начнет разрушаться. И хотя сам Узбекистан не строит грандиозных планов (в отличие, например, от той же Туркмении) по диверсификации маршрутов газового экспорта, тем не менее, уже введен в строй новый магистральный газопровод "Туркмения - Узбекистан - Казахстан - Китай". Поэтому, пока неясно, какие объемы газа Узбекистана предпочтет экспортировать в Россию/российском направлении, а какие объемы потенциально может сориентировать на Китай. Тем более, что между тем же Казахстаном и Китаем уже подписано соглашение о ежегодных поставках до 5 млрд. кубических метров газа.
   "В целом, нефтегазовое сотрудничество между Россией и Узбекистаном нацелено главным образом на наращивание объемов добычи, первичной переработки и экспорта углеводородов на внешние рынки, а в этой связи, практически не касается вопросов глубокой переработки углеводородного сырья. Однако, как представляется, данный формат сотрудничества не способствуют развитию комплексного и полноценного экономического взаимодействия между Москвой и Ташкентом", - заключают узбекские эксперты.