12.11.2010 Аркадий Дворкович: "инвестиционный спрос в стране на низком уровне" Публикация выступления Аркадия Дворковича, помощник президента РФ, с прошедшей 29–30 октября в Москве на конференции "Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности". В своем выступлении я остановлюсь на нескольких моментах, характеризующих состояние российской экономики и ее перспектив. Во-первых, вполне естественно, что российская экономика зависит от состояния мировой экономики, и здесь прогнозы даются разные, а неопределенность — очень высокая. Лидеры стран G-20 договорились о проведении совместной работы по консолидации национальных прогнозов и планов экономической политики. Такая работа была проведена в последние месяцы, и МВФ сделал своеобразный свод этой работы. Выяснилось, что сумма отдельно взятых прогнозов получается более оптимистичной, чем сбалансированный прогноз, составленный аналитиками с учетом влияния отдельных стран G-20 друг на друга. Если суммарно прогнозируется рост экономики в пределах трех с небольшим процентов, то после учета всех взаимозависимостей — менее 2%. С точки зрения влияния на экономику России это означает совершенно разные цены на товары, разные цены на сырьевые ресурсы, это разный по объему приток капитала. Исходя из этого мы совместно с правительством РФ и Центробанком прорабатываем сценарии экономической политики на ближайшие месяцы. Например, мы исходим из умеренного сценария, в котором точка роста экономики может быть в районе 4%. Но если мировая экономика будет развиваться не столь оптимистично, то и у нас процент будет меньше. Больше — вряд ли. Из сценариев развития России в 2011 году прогнозируется инвестиционная и иная деятельность государства. В этом году основным фактором роста экономики оставался потребительский спрос. Об этом свидетельствует в том числе и динамика в банковской статистике. Очевидно, что потребительский спрос и банковское кредитование явно оптимизировались. Причем в разных сегментах рынка — от розничной торговли до жилищного сектора. Но есть и отрицательный фактор, который заключается в том, что инвестиционный спрос остается на очень низком уровне, практически здесь нет позитивных сдвигов. Что может повлиять на изменение этой ситуации в следующем году? Мы выделяем три основных фактора. Первый может повлиять на инвестиционный спрос скорее отрицательно. Речь идет об изменении ставок обязательных страховых платежей в Пенсионный фонд и фонды медстрахования. Вы знаете, что они существенно повышаются. Это сделано для того, чтобы обеспечить повышение пенсий, а также для реализации федеральной программы, связанной с улучшением качества медицинского обслуживания в регионах. Но результатом может быть изменение в поведении налогоплательщиков-организаций. Есть несколько вариантов такого изменения. Одни говорят, что часть реального сектора экономики просто уйдет в тень, а зарплату будут платить в конвертах. Вторые говорят о снижении заработной платы. Третьи — что зарплата не снизится, но просто сократится объем инвестиций и других расходов. Я думаю, что в реальности будет происходить и одно, и другое, и третье. В каких пропорциях? Это пока трудно оценить. Но в любом случае можно прогнозировать, что для потребления эффект будет нейтральным — пенсии повысятся, а потребительский спрос может несколько снизиться. Инвестиционный спрос останется на низком уровне. Второй фактор — объявленные уже широкие планы государства по приватизации крупных пакетов принадлежащих ему акций в капитале различных холдингов и компаний. Эти планы имеют долгосрочную перспективу, они растягиваются до пяти лет. Причем некоторые продажи могут состояться в ближайшие месяцы. Это довольно сильно повлияет на финансовый рынок, особенно на приток капитала, что может компенсировать отрицательные тенденции. Сейчас идет работа по утверждению схем продаж госпакетов акций. Причем, как вы знаете, в этом процессе не будет задействовано государство. Продажи станут осуществлять профессиональные участники финансового рынка, в том числе крупные банки. Третий фактор — готовящиеся в администрации президента и правительстве важные решения. Мы очень серьезно сегодня занимаемся подготовкой совещания у президента, которое будет посвящено улучшению инвестиционного климата в регионах. Существует перечень мер, направленных на улучшение этого климата. Они были представлены Минэкономразвития, общественной организацией "Деловая Россия" и другими заинтересованными сторонами. В перечень включены несколько десятков мер, которые могут изменить ситуацию к лучшему. Некоторые из них уже реализованы. Например, в таких продвинутых регионах, как Калужская и Липецкая области, Татарстан, Ульяновская область. Но есть регионы, где из этого перечня вообще ничего не сделано, где руководители явно препятствуют приходу как иностранных, так и российских инвестиций. В ближайшие две-три недели этот перечень будет опубликован в открытых источниках для дальнейшего обсуждения. Что входит в него? Это вопросы, связанные с эффективным управлением земельными участками, с выдачей разрешений на строительство объектов и проведением экспертиз на присоединение к инфраструктурным сетям. Это предложения и в области налоговой политики и в сфере информационной поддержки. Будут ли бюджетные трансферты увязываться с реализацией в регионах данного перечня мер? Сейчас обсуждается, как можно такую связку осуществить. Весь вопрос в том, к чему привязываться при распределении трансфертов. К общему объему инвестиций в регионе? К инвестициям в несырьевой сектор? Или к эффективности региональной экономики? Вопрос пока открыт. |