25.01.2011 Создание единой систем аккредитации - одна из мер по улучшению инвестклимата «Инвестиционный климат состоит из трёх составляющих: нормативные акты, поведение чиновников и это нормальная судебная система, которая способна защитить предпринимателей: и юридические лица, и индивидуальных предпринимателей. Все эти направления нуждаются в совершенствовании, и по всем трём направлениям необходимо предпринимать определённые шаги», - об этом заявил Президент РФ Дмитрий Медведев накануне в ходе рабочей встречи с главой Минэкономразвития РФ Эльвирой Набиулиной. Сейчас, по словам президента, состояние инвестиционного климата в нашей стране никого удовлетворить не может. «Я собираюсь в Давос. Буду там с крупными иностранными предпринимателями встречаться, выступать с обширной программной речью, но это внешняя сторона. А внутренняя сторона инвестиционного климата всё равно заключается, прежде всего, в условиях, которые мы создаём, в добросовестности исполнения тех решений, которые мы принимаем, и в психологической атмосфере в стране, которая либо располагает к совершению инвестиций, либо блокирует эти инвестиции, - цитирует слова Д.Медведева пресс-служба Кремля. - У нас здесь не всё благополучно. Мы это знаем. Для того чтобы двигаться по всем этим направлениям, мы договаривались, что будут подготовлены новые предложения». Э.Набиуллина доложила президенту о том, как идет работа над поручением президента о разработке комплекса дополнительных мер по привлечению инвестиций. «Нам не просто нужны инвестиции, а инвестиции в модернизацию», - подчеркнула она и сообщила, что МЭР проводит опросы предпринимателей о том, во что именно они инвестируют. «Я бы хотела в качестве положительного момента отметить, что 38% предприятий говорят об энергосбережении как цели инвестиций, то есть энергоэффективность становится уже стимулом», - сказала министр. Другой важный момент, по ее словам, определить, «что происходит в источниках инвестиций, кто инвестирует». «У нас сейчас повысилась чуть-чуть доля собственных средств, потому что финансово предприятия стали лучше себя чувствовать, появилась прибыль. Но у нас чрезвычайно мала доля банковского кредитования – около 9 процентов, и эта доля меньше, чем бюджетные инвестиции: бюджетные инвестиции – 20 процентов», - сообщила министр. «То есть мы в основном значительную часть инвестиций осуществляем за счёт бюджетных средств», - отметила она. Это, по ее словам, как раз и характеризует неудовлетворительное состояние инвестиционного климата в стране: «для того, чтобы кредитовали банки, нужен инвестиционный климат. (В РФ) эта доля гораздо ниже, чем во многих странах, – доля банковского кредитования». Оптимальным соотношением между бюджетным инвестированием и инвестированием за счёт банковских кредитов, по мнению главы Минэкономразвития, было бы, если бы банковское кредитование составляло 20% в источниках инвестиций. Однако «банковское кредитование инвестиций пока восстанавливается слабо», - констатировала министр. Э.Набиуллина отметила также перекосы в отраслевой структуре инвестиций: «около трети – это топливно-энергетический сектор, а инвестиций в другие сектора гораздо меньше». «Это тоже отражение нашего инвестклимата», - считает она. «Происходит какое-то улучшение по отраслевым направлениям инвестиций по сравнению с периодом, когда мы ещё не занимались модернизацией?» - спросил Д.Медведев. По мнению Э.Набиуллиной, изменения есть, но незначительные. «Например, выше среднего растут инвестиции в машиностроение, связь» - отметила она, но добавила, что «доля инвестиций в такие сектора очень маленькая, она меньше трёх процентов». Тем не менее, считает министр, показательно то, что темпы роста в этих модернизирующихся секторах выше. «И в социальной сфере темпы инвестиций выше, чем в среднем по стране», - отметила министр. По ее мнению, уже начал давать отдачу ряд мер по улучшению инвестклимата, предпринятых в 2010 году. «Мне кажется, что ключевые меры, которые начали давать эффект и, наверное, дадут в ближайшие годы, связаны с улучшением миграционного режима», - сказала она. Также, по словам Э.Набиуллиной, важным шагом стало принятие закона об улучшении таможенного администрирования. По мнению главы Минэкономразвития, «приоритетами этого года должно стать упрощение процедур получения разрешений на строительство и улучшение регионального инвестиционного климата». «Мы сейчас проводим активную работу с регионами, потому что инвестиционный климат очень сильно различается. Понятно, что есть и меры федерального характера, но очень многое зависит от региона. Вместе с бизнесом, вернее даже по его инициативе, мы разработали минимальный стандарт инвестиционного климата для региона: что должны сделать региональные власти для того, чтобы улучшить инвестклимат. Часть мер уже готова, часть прорабатывается. Мы будем готовы в ближайшее время Вам доложить», - сообщила Э.Набиуллина. Она отметила «ещё одно направление, которое, может быть, напрямую не связано с инвестклиматом, но даёт больше определённости для действий бизнеса» - это подписанный накануне президентом Указ о создании единой системы аккредитации. «Аккредитация – это важнейший институт рынка. И в зависимости от того, как он работает, есть доверие потребителей к продукции и доверие бизнеса к тому, что можно производить продукцию», - подчеркнула Э.Набиулина. «У нас сейчас очень запутанная система аккредитации, и она мешает международному признанию, в том числе и наших сертификатов за рубежом. Для того, чтобы выйти на рынки других стран, нужно проходить заново всю систему сертификации», - отметила министр. «Создание единой системы аккредитации – это важнейший элемент в том, чтобы и защитить потребителей, и снизить издержки бизнеса, и дать возможность нашему бизнесу выходить на внешние рынки», - считает Э.Набиуллина. «Тогда этот Указ, надеюсь, станет маленькой частичкой в общем процессе», - сказал Д.Медведев. Он также подчеркнул, что нужно скорее закончить работу по модернизации технического регулирования. «Мы сделали кое-что в этом направлении, изменили закон, но всё равно трудности существуют. Я получаю информацию от представителей бизнеса, - отметил он. - Нужно обязательно реформу технического регулирования довести до конца». |