17.06.2011 В ГД рассмотрели законопроект о хозяйственных партнерствах 16 июня 2011 года состоялось очередное заседание Комитета по собственности. Депутаты обсудили внесенные Правительством РФ законопроекты «О хозяйственных партнерствах», «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах», «Об инвестиционном товариществе», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе». Пакет законопроектов направлен на создание условий для развития инновационных, в том числе венчурных бизнес-проектов с участием российских и иностранных предпринимателей. Законопроекты предусматривают включение в гражданское законодательство РФ двух новых организационно-правовых форм - хозяйственного партнерства и инвестиционного товарищества. Комментарий председателя Комитета по собственности Виктора Плескачевского: "В соответствии со своей правовой природой хозяйственные партнерства занимают промежуточное положение между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом, что в максимальной степени удовлетворяет требованиям российских и иностранных венчурных инвесторов и предпринимателей к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и инновационных бизнес-проектов. С хозяйственными обществами хозяйственные партнерства объединяет ограничение ответственности участников партнерств, а с хозяйственными товариществами большая гибкость в управлении. Законопроектом о хозяйственных партнерствах детально регламентируются гражданско-правовые аспекты создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств. Значительная часть правовых норм законопроекта носит диспозитивный характер, что предоставляет участникам хозяйственных партнерств возможность на договорной основе формировать правовую базу последнего, а также в короткие сроки сформировать непротиворечивую судебную практику для использования хозяйственных партнерств в инновационных правоотношениях. Предметом правового регулирования законопроекта об инвестиционных товариществах являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора простого товарищества - инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики". Комментарий члена Комитета по собственности Алексея Плахотникова: "Принятие пакета законопроектов позволит создать необходимые предпосылки для увеличения количества инновационных, в том числе венчурных бизнес-проектов, осуществляемых российскими и иностранными инвесторами. Вместе с тем законопроекты должны быть согласованы с разработанной по поручению Президента РФ новой редакцией Гражданского кодекса РФ, подготовка которого к внесению в Государственную Думу в настоящее время завершается. В этой связи при подготовке ко второму чтению законопроекты должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ. Я бы еще отметил следующий момент: депутаты Комитета по собственности выразили сомнение в целесообразности распространения круга потенциальных участников инвестиционного товарищества на некоммерческие организации, поскольку последние не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Требует дополнительного обоснования отсутствие в проекте ограничения прав товарищей на участие в нескольких договорах инвестиционного товарищества. В условиях недостаточно развитого законодательства по ограничению монополистической деятельности, квалифицированного определения понятия «аффилированности» и «взаимозависимости» позволит посредством использования новой организационно-правовой формы выстраивать изощрённые схемы влияния на результаты сделок по реализации услуг на финансовом рынке". Комитет по собственности поддержал концепцию вышеуказанных законопроектов и рекомендовал Государственной Думе принять их в первом чтении. В заключение на заседании Комитета по собственности был рассмотрен внесенный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию». Комментарий председателя Комитета по собственности Виктора Плескачевского: "Принятие данного законопроекта позитивно скажется на защите прав акционеров, в первую очередь миноритарных акционеров на доступ к финансовой и иной важной информации акционерных обществ, а также их дочерних обществ. В этих целях законопроектом уточняются перечень документов, которые подлежат хранению акционерным обществом, и перечень документов, подлежащих предоставлению для ознакомления акционерами общества. В частности, акционерам должны будут предоставляться документы о совершенных обществом сделках с заинтересованностью и крупных сделках, подлежащих одобрению советом директоров или общим собранием акционеров, а также договоры, содержащие обязательные для общества указания его основного хозяйственного общества (товарищества), а также договоры, заключенные обществом во исполнение таких обязательных указаний". Комментарий члена Комитета по собственности Алексея Плахотникова: "Законопроект также содержит положение о дополнении Федерального закона "Об акционерных обществах" новой статьей о специальном аудиторе, привлекаемом по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего (владеющих) более 10% голосующих акций общества. При этом расходы акционера (акционеров) на оплату услуг специального аудитора подлежат возмещению обществом. Члены Комитета по собственности отметили, что указанное положение может повлечь негативные последствия для общества в случае, если отдельные группы миноритарных акционеров будут неоднократно привлекать специальных аудиторов и требовать от общества оплаты их услуг. Таким образом, введение института специальных аудиторов может привести к злоупотреблению правом со стороны отдельных групп акционеров". Депутаты Комитета поддержали концепцию законопроекта и рекомендовали Государственной Думе принять его в первом чтении. |