21.06.2011  Почему в РФ стал ухудшаться предпринимательский климат

   Вчера Российско-германская внешнеторговая палата представила результаты исследования, посвященного инвестиционной привлекательности регионов РФ. В нем есть свои лидеры и аутсайдеры, но главный вывод, к которому пришли немецкие бизнесмены, состоит в том, что условия для инвестирования в стране в целом почти не улучшаются.
   По данным Российско-германской внешнеторговой палаты, наиболее привлекательной, с точки зрения инвесторов, выглядит сегодня Калуга. За ней следуют Московская область, Башкортостан, Нижегородская область, Татарстан, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Москва – на 12-й строчке.
   Практически одновременно «ОПОРА РОССИИ» совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности и Strategy Partners Group изучала предпринимательский климат в регионах РФ. В этом исследовании в пятерке лидеров Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.
   Еще один инструмент, оценивающий состояние и настроения бизнеса, – ежемесячный мониторинг «Деловой России», так называемый барометр. По его данным, индекс, характеризующий предпринимательские ожидания, стремительно падает начиная с февраля. С начала года он потерял уже 11,8 процентного пункта. Как рассказали составители барометра, это означает, что в этом году ситуация даже не стабилизируется, а только ухудшается.
   На данный момент есть три фактора, которые влияют на такое положение дел. Резко снизился объем производства, упали цены на продукцию, а также вновь начались увольнения.
   Как признал вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин, почти ушли в небытие милицейский произвол, поборы пожарных, намного улучшились отношения предпринимателей с Роспотребнадзором и ФНС. «Что касается налоговых проверок, то здесь вообще наметился реальный прорыв, – отметил эксперт. – Если несколько лет назад все вышеперечисленные факторы были в числе самых болезненных, то сегодня доля тех, кто называет их проблемными, резко упала».
   Однако на смену им пришли другие препятствия, которые бизнес не в состоянии преодолеть. Исследователи их называют: это нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей.
   «Что касается последнего, то здесь главным сдерживающим фактором являются не столько сами тарифы (хотя они высоки и чаще даже выше, чем в Европе), сколько стоимость присоединения к электрическим мощностям, – рассказал директор региональной общественной организации поддержки предпринимателей «Эгида» Сергей Ребров. – Цена просто запретительная: например, чтобы в Москве подсоединить одну торговую точку к сетям, нужно заплатить 70–80 тыс. руб. Да, раньше было еще дороже, но и сегодня стоимость неподъемна».
   «По числу и качеству проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, Россия уже опережает почти все страны», – констатирует г-н Корочкин.
   Деловой климат не может стать лучше, когда теневой сектор экономики не уменьшается, а растет. Как рассказал вице- президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев, всю вторую половину 2010 года, готовясь к повышению страховых взносов, бизнес уходил в «тень», в этом году процесс продолжился с новой силой. «Сейчас мы наблюдаем повсеместную выплату «конвертных» зарплат, с которой боролись с начала 2000-х годов, – сообщил ученый. – Обидно, что последний год полностью перечеркнул более-менее наладившийся процесс «обеления» малых предприятий».
   По его словам, российская «тень» состоит из двух компонентов: теневой наличный оборот (когда компании полученные по безналу средства переводят на фирмы-однодневки, чтобы их обналичить) и неучтенная «наличка» (фирма годами может работать с наличными средствами, нигде их не показывая).
   В последнее время особенно активизировались так называемые «внутренние офшоры» – однодневки, через которые идет львиная часть оборота. По наблюдениям НИСИПП наиболее густая «тень» отбрасывается в южных регионах. И чем меньше бизнес, тем больше в его обороте доля «тени».
   Власти надеются, что выводу компаний на свет будет способствовать решение о снижении страховых взносов. Однако г-н Буев утверждает, что выход из «тени» даже в невероятном случае возврата к прежнему ЕСН был бы очень и очень аккуратным, не говоря уже об условиях 30-процентной ставки.
   Три четверти руководителей компаний признают наличие административных барьеров в их регионах. Каждый пятый признается, что практикуют неформальные выплаты чиновникам, и 44% на эту тему предпочитают не разговаривать.
   В региональные программы поддержки малого бизнеса, по данным предпринимательского сообщества, вовлечены менее 10% малых и средних компаний. Использование же инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды) «стремится к нулю».
   И дело вовсе не в том, что предприниматели не хотят в них участвовать. Александр Братков, директор небольшой подмосковной компании, торгующей стройматериалами, рассказал, как в 2009 году он решил воспользоваться государственной программой помощи. Для этого он пришел в областной Фонд поддержки предпринимательства, где получил внушительный список справок, которые ему было необходимо собрать. «Собрал порядка 200 листов с печатями (налоговая, статистика, банки и прочее). При этом, пока собирал одни бумаги, другие «истекли», поэтому с первого раза подать не получилось, – рассказал г-н Братков. – Побежал по второму кругу. Со второго раза взяли. Но выяснилось: чтобы удовлетворить критериям, нужно выполнить ряд условий. Пришлось написать в плане (по совету чиновника), что обязуюсь создать 5 рабочих мест (он обещал, что это формальность), и вопрос решился в мою пользу».
   Однако закончилось все тем, что на покрытие процентов по кредиту в 1 млн 700 тыс. руб., который «висел» на предпринимателе, государство ему выделило 80 тыс. руб. «Правда, потом выяснилось, что 20% (16 тыс.) нужно отдать в виде налогов, – вспоминает бизнесмен. – Потом по итогам первого квартала в министерстве потребовали полный отчет и предупредили: если он не совпадет с бизнес-планом, помощь отберут». В итоге, как выяснил г-н Братков впоследствии, в 2009 году в Щелковском районе Подмосковья помощью фонда сумели воспользоваться восемь компаний. А в 2010 году – только две.
   «Основная проблема в том, что все эти программы очень разрозненны и не систематизированны, – рассказал исполнительный директор крупного сервиса по ведению онлайн-бухгалтерии Алексей Петров. –Когда начинаешь собирать бумажки, вылезает одно, второе, третье. Что-то оказывается просроченным. Никто не говорит, где можно взять ту или иную справку, какой она должна быть. Местные органы об этом ничего не знают. Нет понятной информации об этих программах. Большинство предпринимателей вообще ничего о них не знают».
   Еще одна ключевая проблема – недоступность финансовых ресурсов. Сложнее всего сегодня взять кредит на длительное время. Если получение краткосрочного займа (до года) сопряжено со значительными трудностями для 29% компаний, то о трудностях кредита на срок до трех лет говорят уже 50%.
   «Как результат всех этих проблем, за последние годы предпринимательская активность в стране в целом и в подавляющем большинстве ее регионов не растет, а, напротив, только уменьшается, а деловой климат становится хуже, – констатирует Сергей Ребров. – Все меньше тех, кто хочет заниматься бизнесом. И в этом нет ничего удивительного».